Безопасность российских дорог: реальность или ложь?

Снизилась ли аварийность? Дорожные службы заявляют о положительных изменениях. Вместе с тем, более детальный анализ показателей рисует менее оптимистичную картину.

Федеральное дорожное агентство («Росавтодор») и госкомпания «Автодор» заявляют о снижении аварийности на дорогах страны. В 2022 году на платных федеральных трассах число ДТП уменьшилось на 12%, на остальных федеральных дорогах – на 6%. Данные по региональным трассам пока не представлены. «Автодор» отвечает за платные федеральные дороги, «Росавтодор» – за остальные федеральные, а дороги регионального значения обслуживаются властями субъектов и муниципалитетами.

Общее протяжение российских автодорог превышает полтора миллиона километров, дороги «Автодора» занимают около 60 тысяч километров, а «Автодор» – примерно 4 тысячи километров. Получается не просто мало, а ничтожно мало. Тем не менее вернемся к озвученным цифрам.

В соответствии с мнением компаний, снижение аварийности связано с разделением встречных потоков и установкой дополнительного освещения на дорогах. При строительстве новых дорог запрещено одноуровневое пересечение (например, ЦКАД, М-12). Некоторые участки реконструируются полностью: участок трассы А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области увеличился с двух до шести полос в 2022 году. Строятся новые обходы городов (пример: Северный обход Анапы, открытый годом ранее).

Что есть, то есть. На федеральных трассах всё же наблюдаются известные недостатки. Недавно ГИБДД сообщала, что 40% погибших в ДТП фиксируются именно на этих дорогах: виновны высокие скорости и плотный трафик. Каждый водитель знает, что даже на них почти негде отдохнуть. В результате – неутешительные цифры Научного центра безопасности дорожного движения МВД: 72% смертельных случаев из-за нарушения режима труда и отдыха фиксируются именно здесь. А ведь это – лучшие дороги. На старой дороге вдоль М4 есть АЗС и кафе. Почему этого почти нет на новых трассах – непонятно. Что-то не сошлось?

Ремонтные работы на платных трассах вызывают недовольство водителей. Полосы перекрываются часто, что приводит к потере времени, несмотря на оплату за проезд. В «Росавтодоре» утверждают, что контролируют работу подрядчиков и штрафуют их за нарушения, но это не облегчает положение водителей. На магистрали М11 ситуация особенно сложная: ограничения скорости никто не соблюдает из-за отсутствия контроля, а быстрое принятие решения о перестроении на запредельных скоростях затруднительно. Также вызывает недоумение отсутствие освещения на некоторых участках трассы.

Изображение: img.freepik.com

Строительство и улучшение дорог — это позитивный тренд. Однако вызывает сомнения и мысль о том, что все делается только для демонстрации: проложат путь до Китая и всё такое. Наверное, проложат… Но при этом забывают о трассе между столицами – фактически главной трассе страны, которая так и не достроена: где мост через Волгу? И совсем не хочется вспоминать про упомянутые в начале полтора миллиона дорог, о которых редко говорят в новостях. А ведь они есть — и по ним ездим мы с вами.

Что еще почитать:

За сортировку мусора нарушитель заплатил 200 тысяч рублей.

Автодорожные камеры: способ получения доходов или угроза безопасности?

Как власти пытаются избавиться от автовладельцев