Безопасность на российских дорогах: как остановить трагические происшествия?

В России происходят трагические ДТП с человеческими жертвами, когда же это прекратится?

Извините за громкий заголовок, но 20 мая в России отмечается единый день безопасности дорожного движения, и надо выяснить, как идет работа по снижению числа смертей на дорогах.

Погибшие города

Я не хочу говорить о статистике. Хочу сказать, что люди вообще не должны умирать на улицах и дорогах. Возможно, я идеалист, но подобного мнения придерживаются многие. В указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано: «…в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей… снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности)».

В 2024 году необходимо добиться того, чтобы число погибших на дорогах не превышало шесть тысяч человек в год. Но даже это количество велико! В России девяносто городов с населением меньше шести тысяч человек. Достигнув промежуточной цели, ежегодно на дорогах России будут погибать жители города, подобного Приморску Ленинградской области.

В 2021 году в дорожных происшествиях погиб почти 15 тысяч человек, это число равняется населению городов Бородино, Анадыря и Судака.

Так почему же гибнут люди?

На макроуровне ясно: органы власти не справляются с проектом «Безопасные качественные дороги». В июле 2021 года, когда стало понятно, что к 2024 году уровень социального риска не достигнет допустимого (не более четырех человек на 100 тыс. населения), сроки программы перенесли на шесть лет — с 2024 на 2030 год. В 2030 году вместо решения задачи полной безопасности на дорогах можно ожидать ещё одну трагедию, подобную Приморску, если достигнут хотя бы сниженный показатель риска.

Было бы проще, если бы смертность на дорогах снижалась по всей России плавно. Но так происходит не всегда. Почти половина российских регионов (38 из 85) не выполняет задач по повышению безопасности движения. В 25 регионах, таких как Адыгея, Карелия, Марий Эл, Севастополь, Астраханская область, Костромская область и Магаданская область, число погибших в ДТП растет на десятки процентов.

Почему это происходит? Просто было бы ответить словами героя фильма «Бумер»: «Не мы такие, жизнь такая». И ведь правда — автомобиль весит как тонна, столкновение с ним смертельно, на дорогах множество машин и людей. Что же можно сделать?

Изображение: img.freepik.com

За рубежом безопасность дорожного движения обычно выше, чем в России. В многих странах ограничения скорости на улицах строже, а штрафы за превышение значительно выше. В России максимально разрешенная скорость в населенных пунктах составляет 60 км/ч с нештрафуемым порогом в 20 км/ч. Таким образом, фактически водители часто едут со скоростью до 80 км/ч. В большинстве европейских стран нештрафуемый порог находится в пределах 3-5 км/ч или отсутствует совсем.

Специалисты по безопасности дорожного движения разработали программу Vision Zero, главная цель которой — предотвращение смертей на дорогах. Нужно проектировать дороги и улицы безопасно, а также жестко ограничивать скорость транспортных средств. В рамках Vision Zero максимальная скорость на улицах местного значения составляет 30 км/ч, на районных — 40 км/ч, на городских — 50 км/ч. Программа принята в Швеции с 1997 года и во многих странах Европы.

Изображение: img.freepik.com

Любые ужесточения и ограничения на дорогах встречают сопротивление у большинства водителей, и власти предпочитают не принимать непопулярные решения. Однако ради существенного снижения смертности в ДТП без решительных действий невозможно обойтись. Европейские власти осознают это и действуют осторожно, принимая во внимание все нюансы.

А что происходит у нас?

В управлении средствами индивидуальной мобильности (СИМ) продолжают смотреть сквозь пальцы. Число СИМ — самокатов, электросамокатов, гироскутеров и т. п. — на дорогах особенно в крупных городах сопоставимо с количеством автомобилей. Владельцы СИМ беспрепятственно выезжают на дороги, а сотрудникам ГИБДД буквально нечего на это сказать. Законодательная база для СИМ готова, но все еще не согласована. Минтранс и МВД РФ в 2019 году предложили поправки в правила дорожного движения, регулирующие использование СИМ, но до сих пор они неприняты. Велосипедисты хотя бы знают правила дорожного движения, понимают, что можно и нельзя делать на дороге. Например, не пересекать нерегулируемые пешеходные переходы. Владельцы самокатов и скутеров даже этого не знают. Результат: десятки погибших людей. Не так много? Расскажите об этом их семьям.

Изображение: img.freepik.com

Продолжают проявлять снисходительность к водителям обычных транспортных средств. 26 апреля 2022 года депутаты от ЛДПР представили в Госдуму законопроект об амнистии для нарушителей правил дорожного движения. Хороший ход для ЛДПР, которая таким образом повышает свою популярность среди сотен тысяч водителей. Но каковы будут последствия для безопасности на дорогах — даже если законопроект не будет принят? Водители воспринимают это как сигнал о том, что нарушение правил допустимо.

Неудивительно, что любая инициатива – даже об отмене или снижении злополучного нештрафуемого порога – встречает шумное противодействие «борцов» за права автомобилистов. Также блокируются любые попытки сделать хотя бы существующее ограничение 60 км/ч по городу реальным (а не «резиновым»). Столкновение с автомобилем на скорости 80 км/ч для человека аналогично падению с пятого этажа — практически наверняка смертельно. Владельцами и водителями транспортных средств у нас является далеко не бо́льшая часть населения — их доля оценивается в 25–30%. Парадокс – самопровозглашенные представители 25–30% народа выступают против законов, которые призваны обеспечить безопасность 100%!

Отключают камеры фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Борцы за права автомобилистов возмутились методом контроля средней скорости и нашли лазейку в законодательстве. В действующем КоАП понятия «средней скорости» нет, потому что данная технология измерения относительно новая в России и применялась с 2013 года. Отказались от метода несмотря на его высокую результативность в снижении ДТП — зарубежная практика и исследования показали, что контроль средней скорости эффективно снижает все показатели аварийности (количество ДТП, раненых и погибших). Российские дороги стали еще опаснее.

Изображение: img.freepik.com

Например, на новой Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД), о которой СМИ так активно и радостно сообщали, смертность в 2021 году выросла не на десятки, а на сотни процентов — именно на 416% (с 6 до 31 погибшего). А ГК «Автодор» упорно отказывается устанавливать на этой дороге, за которую он отвечает, комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. И что говорят по этому поводу – что на платных трассах нужно ездить быстро…

Что касается этого, то у властей нет никаких возможностей для вмешательства. Или же они просто не желают принимать меры?

Что делается и что нужно делать

Можно констатировать, что властные структуры не полностью игнорируют проект «Безопасные качественные дороги». Строятся новые дороги, устанавливаются разделители — средства осваиваются успешно. Не строить новые дороги невозможно — всем понятно, что чем больше дорог, тем чаще потребуется их ремонт. Чем чаше осуществляется ремонт дорожного покрытия, тем лучше, а чтобы не слишком часто менять новый асфальт на совсем новый, можно вложить бюджетные средства в замену бордюрного камня или тротуарной плитки. Влияние этих мер на безопасность дорожного движения, думаю, не требует обсуждения… Но скажите, пожалуйста, могут ли власти сделать с дорогами что-нибудь иное, кроме как закатывать их по нескольку раз в год в новый асфальт, когда появляются деньги, и забывать о них, когда денег в бюджете нет?!

Изображение: img.freepik.com

Что нужно делать? Очевидно — действовать по указу Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и прекратить создание абсурдных законопроектов об амнистии за нарушения правил дорожного движения, а также бесконечных законодательных инициатив.
Начать реальную работу и вводить непопулярные меры. Принять как данность, что разница в 20 км/ч — это различие между высоким риском для жизни и стопроцентной гибелью. Отменить позорный нештрафуемый порог и взять за основу стандарты Vision Zero. Признать СИМ транспортными средствами и внести соответствующие поправки в правила дорожного движения. Принять реальные меры для профилактики вождения в состоянии алкогольного опьянения — вспомнить о плодотворной инициативе внедрения алкозамков для автомобилей.
В перспективе стоит задуматься об внедрении механического ограничения скорости транспортных средств — соответствующий регламент ЕС будет введен в действие с 1 июля. Пока это в наших условиях трудноосуществимо, необходимо вернуть на дороги метод контроля средней скорости — ведь правила дорожного движения должны соблюдать все, а не только те, кто находится в зоне непосредственной видимости камеры — и усилить контроль за соблюдением скорости на платных трассах, где некоторые водители чувствуют себя, как на гоночном треке.

Необходимо остановить бездействие, когда жители небольшого российского города гибнут в дорожно-транспортных происшествиях, едя на работу, домой или по делам. Дорога — это не поле боя и не место ухода из жизни. Никто не выходит на дорогу с целью смерти.