Бездонное падение: судьба российского автопрома

Недавно по объемам продаж машин занимали пятерку лидеров в Европе и первую десятку мировых рынков. В пики продаж, которые были в 2008 и 2012 годах, реализовывали до трех миллионов автомобилей. К концу текущего года продажи составят около 600–650 тысяч автомобилей…

Ранее по объемам автопродаж находились в топ-5 Европы и первой десятке мировых рынков. В пиковые годы – 2008 и 2012 – реализовывалось до трех миллионов машин, а минимум продаж был в 2009 и 2015 годах, когда продавалось около полутора миллионов. К концу текущего года продажи составят порядка 600–650 тысяч автомобилей.

Изображение: img.freepik.com

Андрей Томышев из консалтинговой компании Б1 провел анализ рынка. По его словам, структура рынка изменилась: доля российских и китайских брендов выросла из-за остановки локальных заводов иностранных марок. В 2021 году «китайцы» значительно расширили сеть дилеров и увеличили месячные продажи на 6 %, а с октября по ноябрь текущего года этот показатель достиг 25 %.
Относительно перспектив Томышев высказался осторожно, отметив, что они будут зависеть от цен на нефть, санкций и сроков специальной военной операции. Из-за этого изменилась реакция потребителей: в этом году доля расходов населения на автомобили имела минимальный уровень — порядка 2–2,5 %. Если эта статья расходов вырастет до 6–7 %, то к 2027 году при стабилизации спроса можно ожидать продажи 1,3–1,5 млн автомобилей. Эксперт также подчеркнул важность технологического суверенитета и поддержки моделей, которые позволят максимизировать объем выпуска на унифицированной платформе и обеспечить окупаемость компонентов.

Изображение: img.freepik.com
Андрей Томышев: «Прогноз на сегодняшний день, включенный в стратегию автомобильной промышленности, составляет от 1,3 до 1,5 миллиона автомобилей. Даже этот объем можно назвать крупным рынком».

ГОССТРУКТУРЫ ОБЕЩАЮТ ПОМОЧЬ

Открывая форум, Алексей Яковлев, заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, подчеркнул, что «Санкт-Петербург не оставил автомобильную промышленность, а автомобильная промышленность не покинула Санкт-Петербург». В настоящее время город сотрудничает с предприятиями, чьи владельцы прекратили деятельность в России. Например, завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» получил нового собственника. в лице НАМИЧто касается Toyota, то по словам Алексея Яковлева, в проекте наблюдается определенное движение — в Минпромторге строятся планы на будущее этого завода. Сейчас городские власти стараются обеспечить трудоустройство высвобождающегося персонала. По поводу Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус Алексей Яковлев отметил… пока работаютХотя объемы не такие большие, как раньше, процесс все равно приведет к смене собственника. Главное для города — чтобы смена прошла максимально безболезненно как для персонала, так и для производственных мощностей. Город готов к сотрудничеству с новыми предприятиями, которые получат финансовую поддержку, налоговые льготы и помощь в преодолении административных барьеров.

Изображение: img.freepik.com
Алексей Яковлев: «Мы освоили размещение производств, и теперь город эффективно взаимодействует с новыми компаниями, обратившимися в нас».

НА ЧЕМ ПОЕДЕМ?

В дискуссии на платформе «Короткое замыкание» vs «Газовая атака» форума AutoInvest представители электромобильной отрасли и газомоторного департамента пришли к выводу о необходимости государственной поддержки для развития обоих направлений. По мнению Василия Зинина, начальника отдела ПАО «Газпром» и исполнительного директора Национальной Газомоторной Ассоциации, отсутствие четкого видения будущего транспортного сектора ведет к конкуренции там, где ее не нужно. Он считает необходимым совместную разработку целевой программы с распределение между сегментами рынка.
Что касается газомоторного топлива, то его использование ежегодно растет на 10–15%, и в качестве целевого объема потребления на 2024 год планируется достичь 2,7 млрд м³.
3 Перечень регионов с субсидиями расширили (например, инвестор, построил бы метановую заправку, получит после её запуска 30% возмещения), но Минфин со следующего года сократит общий объем таких субсидий в три раза. Еще важный шаг — субсидии на переоборудование автотранспорта. Логично, что если создаётся инфраструктура, то нужно обеспечить и её загрузку. К сожалению, мощности наших автопроизводителей ограничены, и не более 10 тысяч автомобилей в год выпускаются с «газовым исполнением». Что касается переоборудования, по словам Василия Зинина, серьёзные помехи создают бюрократические барьеры.

Изображение: img.freepik.com
Василий Зинин: «Каждая новая возможность может получить поддержку государства. Зачем это нужно?».

Рост популярности электромобилей очевиден, и развитие этой темы будет продолжаться. Первым предприятием, начавшим массовый выпуск электромобилей в России, стал завод «Моторинвест» в Липецкой области, где автомобили собираются методом крупноузловой сборки. под брендом EvoluteУже сегодня с конвейера завода выходят седаны i-PRO и кроссоверы i-JOY. В ближайшее время выпустят кроссоверы C+ класса и электромобили MPV класса.
Директор департамента дистрибуции и развития дилерской сети Evolute Алексей Ледков отметил: «Мы заняли сложную нишу — производство электромобилей для частного использования. Этот сегмент пострадал больше всего из-за ухода мировых производителей. Но рынок не останется без участников, и мы предлагаем клиентам качественный и удобный продукт».

Изображение: img.freepik.com
Алексей Ледков отметил, что государство поощряет переходя на «зелёные» автомобили, а спрос есть и у корпоративных заказчиков.

Учредитель и генеральный директор ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» Илья Рашкин представил ещё один пример выхода электромобилей на российский рынок, на этот раз машин для коммерческого использования. Техническое задание по конечному продукту составлялось с учетом консультаций потенциальных потребителей, а в начале проекта особое внимание уделялось разработкам в области электрических машин, электроники и систем управления. В начале года был подписан СПИК, а в феврале в особой экономической зоне «Технополис «Москва» прошла презентация проекта. Все ключевые узлы решили производить самостоятельно, а в качестве шасси выбрали автомобиль УАЗ Профи. коммерческий автомобиль EVM PRO Электромобили способны проехать до 300 километров на одном заряде батареи. Строительство завода для их производства почти завершено, и в скором времени на нём будет выпущена опытная партия машин. «Сейчас важно сосредоточиться на коммерческой выгоде и эффективности ключевых технологий», — подчеркнул Илья Рашкин, продолжив тему технологического суверенитета, поднятую на форуме.

Изображение: img.freepik.com
Илья Рашкин заявил, что проект EVM PRO финансировался только личными средствами.

Электромобили обладают рядом преимуществ, включая экологическую составляющую, но их использование невозможно без развития сети зарядных станций. Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева рассказала о трудностях на пути становления этой инфраструктуры.
С самого начала кураторы программы столкнулись с отсутствием регламентирующих документов, включающих определения «электромобиль», «электрозарядка» и порядок продажи электроэнергии. Благодаря работе Ассоциации зарядка аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями получила место в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности». Это стало началом развития сети зарядных станций, но проблем ещё достаточно, однако Ассоциация успешно занимается их решением.
Ия Гордеева: «Задача Ассоциации — устранить барьеры в развитии сети зарядных станций. Сейчас очень хорошие условия для инвесторов, желающих связать свой бизнес с этим направлением».

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РЫНКА АВТОКОМПОНЕНТОВ

Андрей Крайнов, генеральный директор Кластера автомобильной промышленности, открыл свое выступление на форуме словами: «Автомобильная промышленность сейчас проходит трудные времена, но это также время возможностей». С первым утверждением сложно не согласиться. Заводы Nissan, Toyota, Volkswagen, PSA и других компаний остановлены. Прекратились поставки комплектующих на их конвейеры, на которые рассчитывали отечественные производители. Инвестиции, вложенные в организации производств, значительны — по оценкам специалистов, порядка 18–20 млрд рублей. На АВТОВАЗе восстановлено производство моделей «Нива» и «Гранта», а в следующем году запустят… вернуться «Веста» и «Ларгус»Таким образом, из всех автопроизводителей ритмично работают ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ. Поставщики комплектующих в определенной степени загружены производством на вторичный рынок. Андрей Крайнов, говоря о «времени возможностей», отметил необходимость сохранения отрасли производства автокомпонентов, и Кластер автомобильной промышленности прилагает для этого все усилия. Китайские производители, работающие на нашем рынке, вряд ли в ближайшее время обратят серьезное внимание на локальных производителей компонентов, но, к примеру, «Автотор» или КАМАЗ с проектами локализации компонентов для кабины К5. электромобиля «Атом» компании «Кама» Без сомнения, станут интересными проектами для российских поставщиков. К тому же, сейчас обсуждаются вопросы сотрудничества с компаниями ADM Jizzakh и UzAuto из Узбекистана, страны с внушительными планами по увеличению объемов производства автотранспортных средств.

Изображение: img.freepik.com
Андрей Крайнов: «Ранее ограничение роста локализации создавал большой набор платформ. Сейчас, исключая новые проекты, их стало всего шесть. Количество поставщиков при этом не изменилось».

ПРО ГОРОДСКОЙ И БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСПОРТ

Второй день форума был посвящен обсуждению оптимизации общественного транспорта в городской среде с применением цифровых технологий, включая беспилотный транспорт. Беспилотники уже применяются в отдельных отраслях, но для широкого распространения требуются новые решения. «Такие технологии требуют изменений не только законодательства, но и инфраструктуры городов, и сознания людей. В ближайшее время мир столкнется с новой цифровой реальностью, в которую необходимо интегрироваться и обеспечить лидирующие позиции национальных компаний на ключевых сегментах рынка «Автонет»», — подчеркнул президент НП «ГЛОНАСС», соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко.
Активно обсуждались новые модели транспортного обслуживания в рамках секции «Новый облик общественного городского транспорта». Участники сессии рассмотрели перспективы транспортной отрасли Санкт-Петербурга и переход на унифицированные правила, главной задачей которых является обеспечение безопасности пассажиров.
На этом вопросе сконцентрировал внимание начальник отдела перспективного развития СПб ГУП «Горэлектротранс» Андрей Уланов, отметив: «Уже сейчас внедряются новые меры по обеспечению безопасности пассажиров и горожан. Так, например, активно внедряется система «помощи водителям», которая включает комплекс мер: ограничения скорости транспортного средства, контроль знаков дорожного движения, контроль препятствий на линии».