Беспредел на платных дрогах: почему гонщики на М-11 остаются безнаказанными?
Главная трассы страны – это, наверное, М11. Все-таки она соединяет две столицы. Правда, ее никак не достроят: моста через Волгу как не было, так и нет, а потому трасса состоит из двух отрезков, между которыми по-прежнему служит старая М10. Которая, в отличие от М11, – бесплатная.
Впрочем, сейчас речь не про деньги. Кому не хочется платить – милости просим на М-10: альтернатива есть. Хочется затронуть совсем другую проблему.
Сегодня на трассе М-11 есть знаки ограничения скорости – от 110 до 130. Добавим, что максимальная скорость, на которую рассчитана эта магистраль – 150 км/ч. Однако камер и прочих комплексов фотовидеофиксации здесь не видать, ДПС тоже. Иными словами, абсолютно никто не контролирует скоростной режим. А если и контролирует, то никак не вмешивается в то, что происходит
Вопрос: хорошо ли это?
На первый взгляд, именно о таких дорогах мы всегда мечтали. Без гаишников за кустами, без камер на треногах, без перекрестков, шлагбаумов и светофоров. Назовем это свободой.
А готовы ли мы этой свободой пользоваться?
Если бы мы до сих пор ездили на Москвичах и Волгах, то, наверное, такой вопрос не возникал бы. Те машины физически не могли добираться до упомянутых 150, а если и могли, то на пределе возможностей. Да и водители прекрасно понимали, что та же Волга на таких скоростях представляет собой плохо управляемый снаряд, находиться в котором страшновато. Срабатывал инстинкт самосохранения – выжимать правую педаль до отказа мешал собственный разум.
Сегодня ситуация резко изменилась. Почти любая легковушка спокойно разгоняется и до 150, и до 170, а кто-то переваливает и за 200.
Кто-то в Сети выдал афоризм: мол, неограниченная свобода – как топор в руках придурка: и других покалечит, и себя самого. Очень верно сказано – именно это сегодня наблюдается на М-11.
130, говорите? Наверное, вы дряхлый пенсионер, если едете с такой скоростью – прочь с дороги! В зеркале заднего вида постоянно появляются нарастающие на глазах силуэты автомобилей, несущихся на вас со скоростями под 200. Дальний свет недвусмысленно подсказывает: уйди – плохо будет! И ведь действительно будет плохо – в первую очередь мне. Человеку, пытающемуся раздавить меня, не объяснили, что его свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека. Он дорвался до какой-то иной свободы – до свободы Раскольникова. И у него в руках современный топор в образе мощного автомобиля.
До Раскольникова что-то стало доходить только после содеянного. В чем-то ему помог мудрый следователь. А вот на дороге М-11 никаких мудрецов не видать. Ее отдали на откуп кандидатам в «сверхлюди», которым разрешено вдавливать педаль в пол.
Наказания за это нет. Разве что длинная очередь на редких АЗС – топливо на запредельных режимах исчезает из баков очень быстро.
Я не люблю надсмотрщиков. И гаишников в том числе. Но когда даже какая-то Газель выкручивает спидометр вправо, мне становится не по себе. И невольно хочется увидеть, как полосатый жезл тормозит всех этих раскольниковых. Потому не надо путать свободу и анархию.
Спиноза был прав: «Свобода — это есть осознанная необходимость».