Бесполезные ассистенты: почему электронные помощники не помогают
Испытания показали, что ассистенты водителя в ряд случаев не работают так, как должны.
Американская автомобильная ассоциация (ААА) уже который год выясняет, есть ли реальный прок от многочисленных водительских ассистентов, превративших автомобиль в комп на колесах. Пару лет назад эксперты ААА заявляли: системы постоянно дурят! И вот – новая проверка, образца 2022года.
В очередных испытаниях AAA принимали участие три автомобиля:
– Subaru Forester, оснащенный системой EyeSight,
– Hyundai Santa Fe с системой помощи при вождении на шоссе,
–Tesla Model 3 с системой Autopilot.
Испытывать – так испытывать. Эксперты старательно моделировали ситуацию за ситуацией: переход дороги велосипедистом, выезд со встречи «в лобешник» и т.п. Но получилось, в общем-то, не очень хорошо. Выяснилось, что все тестируемые системы хорошо видят медленно движущиеся в той же полосе и в том же направлении автомобиль и велосипедиста. Однако при этом все перечисленные автомобили умудрились-таки столкнуться с макетом встречной машины, если та лишь частично находилась в пределах полосы. Мало того, в 5 из 15 случаев автомобили сбили велосипедиста, пересекающего дорогу! Случись такое с реальными людьми, а не с макетами – смертельный исход был бы гарантирован.
В общем-то, ничего неожиданного в таких результатах нет. Будь электроника абсолютно надежной, по дорогам давно бы ездили автомобили без водителей. А все нынешние ассистенты – всего лишь полезные помощники, как суфлеры в театрах. Если чуть запнешься – тебе подскажут, но если вообще откажешься играть роль – извини: вместо тебя на сцену никто не выйдет. Как говорится, вопрос не по зарплате.
Самое трудное – донести подобные результаты до сознания современных водителей, уповающих на совершенство электронных мозгов. Им надо понять, что извозчики из минувших времен могли чувствовать себя спокойнее: каждая лошадь старательно избегала любых аварийных ситуаций. Водители со стажем также привыкли к осознанию того, что за все отвечают только они, а не какие-то полупроводники. Они никогда не бросят в повороте руль, откупоривая бутылку с минералкой, даже если современная машина тщательно отслеживает дорожную разметку и готова самостоятельно тормозить при возникновении неожиданного препятствия. Потому что понимают: за все отвечает водитель, а вовсе не микропроцессор.
Эксперты АА подытожили свою работу так. Мол, владельцы даже самых современных автомобилей должны понимать, что эти системы не являются полностью автономными, а потому не способны работать без контроля со стороны человека. Когда-нибудь ситуация изменится, но эта пора еще не наступила.