Беспилотные машины: угроза для России?
В чём опасность автономных машин для России?
Кино показало нам, что машина может управлять другой машиной лучше человека. Такие времена давно пришли, но автопилотов на улицах мы не видим. Проводятся их испытания (Москва, Ленобласть, Татарстан и т.д.), но дальше новостных сюжетов дело не продвинулось. Почему?

Ожидаются похолодание и снег
Когда среда «понятна» для роботов, проблем обычно не возникает. Роботы уже давно считывают дорожные знаки, следят за разметкой, самостоятельно паркуются, соблюдают дистанцию, прокладывают маршрут, тормозят и так далее. Но вспомним реальную российскую ситуацию: разметка может быть не видна (грязь, снег, забыли нанести), светофор горит всеми огнями сразу, а во дворе никаких знаков нет и не было. Или взять перекресток с «вафельной» разметкой, где запрещено останавливаться. Что-то подсказывает: робот, попавший там в пробку, не сможет уехать, пока пробка не рассосется… Шустрые люди постоянно будут влезать у него перед носом!
Висим?
Кому никогда не подтормаживал компьютер? Таких, считаю, просто нет. В офисной среде проблема решаема привычными способами – от ругательств в адрес техники до перезагрузки или обращения к специалисту, который в итоге каким-то образом исправляет ситуацию. А теперь представьте зависший компьютер, управляющий автомобилем – что будет с пассажирами? Требуется многократное дублирование всех его систем, чтобы не понадобились никакие спасательные комбинации вроде Alt+Ctrl+Delete. Но дублирование – это затраты. Наши с вами.

Я сам хочу рулить!
Известная картинка с автомобилем будущего показывает капсулу, мчащуюся по шоссе, внутри которой находится подобие кровати. Человек просто спит. Но такая передвижная кровать не нужна каждому. Личный автомобиль всегда был символом свободы, способным покорять пространство по вашему зову. А в чем кайф от возможности спать посреди улиц или автобанов? Удовольствие от вождения уйдет в прошлое и вызовет недоумение у нового поколения: зачем это было нужно?
Речь идет не только о личном транспорте. Возможно, массовое появление беспилотников начнётся с грузового транспорта – например, караванов. Представьте: по заснеженной трассе движется караван из десяти фур: первая управляется человеком, а остальные следуют за ней. Количество дальнобойщиков сократится в разы. Но что скажут сами дальнобойщики?
Когда-то умел…
Современный беспилотник – это автономное средство передвижения с человеком на борту, который, формально, выполняет роль резервного «экипажа». Но возникает вопрос: насколько необходим этот человек? Достаточно ли ему просто листать журнал или всё-таки наблюдать за дорогой? Также стоит рассмотреть обратную сторону медали: если беспилотник большую часть времени управляется без помощи человека, то что происходит с водительскими навыками последнего?
В критической ситуации будет ли уместно перехватывать управление у робота, который давно стал тупым, если человек утратил свою былую сноровку?

Рассказывают, что пилоты воздушных судов иногда отключают автоматику, чтобы поддерживать прежние умения. Может пригодиться, скажем, по маневрировать у берегов Невы – механизм наверняка испугается воды…
Кто виноват?
- Появилась сложная ситуация: на дороге появился человек в капюшоне и с телефоном, справа находилась автобусная остановка с многочисленными людьми, а в машине три пассажира. Эвакуироваться невозможно – нужно крутить руль. А… куда?
- Решение пока отсутствует, дискуссии продолжаются без конца. Договорились даже до «этических установок», определяющих, кого спасать при аварии в первую очередь – пожилого пенсионера, который шатается с айфоном, мать с коляской или самого себя? И кто в итоге будет судим? Владельца машины, который ей вообще не управлял? Программиста? Производителя автомобилей?
- С водителем-люди все было проще…