Беспилотные грузовики на трассе М-11: угроза водителям или благо для всех?
Нам обещают, что уже скоро на платную трассу между столицами выйдут огромные фуры-беспилотники. А к чем это приведет?
Тот, кто хоть раз ездил по трассе М-11 «Нева», хорошо представляет себе, с какой средней скоростью там несется поток. Камер нет, никого не наказывают – ура! Однако разработчики проекта федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (ВАТС) полагают, что тягачи-беспилотники, которых выпустят на эту или ей подобную трассу, повысят скорость перевозки грузов на четверть. Себестоимость также снизится – на 15%. Нужно только подправить нормативы по части ПДД, техосмотра, страхования и пр., но это все решаемо.
Законопроект использует привлекательную терминологию. В нем упомянуты системы точного позиционирования транспортных средств на основе спутниковых технологий, интеллектуальная транспортная система, динамическая цифровая карта дорожного движения и еще что-то подобное. Упомянутые суммы также привлекательны: 379 млрд. рублей плюс 155 млрд. рублей на специализированные заправки. Сейчас на трассе с заправками совсем плохо – в том смысле, что их практически нет.
Как поедут грузовики-беспилотники? Думается, что до полной автономности а-ля «Терминатор за рулем» им все-таки далековато: первый же обгон станет последним. Потребуется множество радиомаяков, радаров, датчиков и прочей техники, обязанной работать безукоризненно. Вспомните свой домашний компьютер: разве он всегда работает без сбоев? Ну, дома-то это не страшно – перезагрузил, обновил, позвонил кому-то. А на трассе, да при повышенной скорости передвижения?
Стоимость каждого такого грузовика должна возрасти фантастически. Но и в этом случае он все равно останется беспомощным. Что ему делать, когда трасса «Нева» кончится? Выруливать на бешеную кольцевую, включать аварийку или тупо остановиться у отбойника, ожидая прибытия спасительного Хомо Сапиенса? А если спустит колесо? А если солярка кончится? А если впереди ведутся (или велись) дорожные работы – кстати, на этой трассе они ведутся постоянно. Ведь скорость при этом требуется ограничивать… Обыкновенный водитель быстро разберется в ситуации, а вот робот тупо снизит скорость согласно знаку, пусть и ненужному, и быстренько притормозит весь поток на десятки километров. Да, кстати, а с какой скоростью поедет робот, увидев, скажем, знак «100»? Вряд ли он прибавит два десятка километров в час, за которые пока что не наказывают… Тогда каким образом вырастет скорость перевозки? А если снег пойдет и разметка станет невидимой? Человек, опять-таки, разберется, а вот робот – вряд ли.
Скорее всего, решение будет банальным. Суммы освоят, радиомаяки установят, а в кабину на всякий случай все-таки посадят сопровождающего. Он, в случае чего, и колесо поменяет, и топливо зальет, и бумажки нужные заполнит, и с инспектором объяснится, если потребуется. Ведь одной трассой дело не ограничится – уже прокладывают дорогу из столицы до Казани и дальше – через Азию. К 2030 году все должно быть по Пушкину: «…Дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут…»
Стоимость перевозки возрастет. А скорость снизится. Вот за это можно смело ручаться.
Здравый смысл подсказывает, что беспилотники в их нынешнем виде могут безопасно перемещаться только в ограниченном пространстве, специально для них подготовленном. Складские территории, карьеры, терминалы – учитесь, ребята. Проверять новые технологии, конечно же, необходимо, но выпускать многотонные чудища на дорогу общего пользования все-таки неразумно. Да и кто будет отвечать за последствия, если что-то пойдет не так. Говорят, что ответственность возложат на владельцев чудо-автомобилей – а на кого же еще? Хотя в чем вина владельца, который не писал программу управления и не оборудовал дорогу, а просто приобрел дорогущий современный грузовик? Да и станет ли он его покупать при такой перспективе?
Интересно, появится ли знак типа «Берегись беспилотника?»