Беспилотные грузовики на М-11: вызов для водителей или прогресс для экономики?

Автономные грузовики на магистрали М-11: опасность для людей за рулем или польза для общества?

Путешествуя по трассе М-11 «Нева», каждый ощутит стремительный темп движения потока машин. Отсутствие камер и наказаний способствует такому развитию событий. Тем не менее разработчики проекта федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» предполагают, что тягачи без водителей… выпустят Внедрение подобной трассы позволит увеличить скорость перевозки грузов на четверть и снизить себестоимость на 15%. Для этого потребуется лишь уточнить некоторые нормативы в сфере ПДД, техосмотра и страхования. Решаемые задачи.

Изображение: img.freepik.com

Проект закона использует яркие термины, такие как системы точного позиционирования транспортных средств с использованием спутниковых технологий, интеллектуальная транспортная система, динамическая цифровая карта дорожного движения и другие. Предлагаемые суммы тоже внушительны: 379 млрд рублей плюс 155 млрд на специальные заправки. Сейчас на трассах заправочных станций не хватает – их практически нет.

Как поедут грузовики-беспилотникиДо полной автономности, как в фильме «Терминатор за рулем», пока далековато: первый же обгон может стать последним. Потребуется много радиомаяков, радаров, датчиков и другой техники, которая должна работать безукоризненно. Вспомните свой домашний компьютер: разве он всегда работает без сбоев? В доме это не страшно – перезагрузил, обновил, позвонил кому-то. А на трассе при большой скорости?

Цена каждого подобного грузовика возрастёт. фантастическиДаже в этом случае он всё равно останется беспомощным. Что ему делать, когда трасса «Нева» кончится? Выруливать на бешеную кольцевую, включать аварийку или тупо остановиться у отбойника, ожидая прибытия спасителя? А если сойдет колесо? А если солярка закончится? А если впереди ведутся дорожные работы – кстати, на этой трассе они ведут непрерывно. Ведь скорость при этом требуется ограничивать… Обыкновенный водитель быстро разберется в ситуации, а вот робот тупо снизит скорость согласно знаку, пусть и ненужному, и быстренько притормозит весь поток на десятки километров. Да, кстати, а с какой скоростью поедет робот, увидев, скажем, знак «100»? Вряд ли он прибавит два десятка километров в час, за которые пока что не наказывают… Тогда каким образом вырастет скорость перевозки? А если снег пойдет и разметка станет невидимой? Человек опять-таки разберется, а вот робот – вряд ли.

Изображение: img.freepik.com

Решение, скорее всего, будет обычным. Суммы освоят, радиомаяки установят, а в кабину на всякий случай посадят сопровождающего. В случае чего, он и колесо поменяет, и топливо зальёт, и нужные бумажки заполнит, и с инспектором объяснится, если потребуется. Ведь одной трассой дело не ограничится – уже прокладывают дорогу из столицы до Казани и дальше – через Азию. К 2030 году всё должно быть по Пушкину: «…Дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут…»

Перевозка станет дороже, а скорость ниже. За это можно быть уверенным.

Здравый смысл подсказывает, что беспилотники в нынешнем виде могут безопасно перемещаться только в специально подготовленном пространстве. Складские территории, карьеры, терминалы – вот место для экспериментов. Но выпускать многотонные машины на дорогу общего пользования неразумно.
Кто будет отвечать за последствия, если что-то пойдет не так? Говорят, ответственность возложат на владельцев беспилотников – а на кого же еще? В чем вина владельца, который не писал программу управления и не оборудовал дорогу, а просто приобрел дорогой грузовик? Да и станет ли человек его покупать при такой перспективе?

Будет ли устанавливаться знак предупреждения о дронах?