Беспилотники Яндекса: угроза для работников транспортной сферы

Яндекс выпустил две новые разработки беспилотного транспорта, призванные в будущем заменить водителей и курьеров.

Дальнобойщикам, водителям такси и другим работникам транспорта всё меньше шансов найти работу – через несколько лет такие профессии могут стать вовсе не востребованными. Звучит как фантастика, но это реальная перспектива. Сейчас беспилотные автомобили Яндекса ездят без человека за рулем и делают это не хуже опытного водителя. Причем с каждым пройденным километром (а всего накатано больше 4 млн км) система становится умнее. Осталось подправить ПДД и законодательство. Предварительные решения соответствующие ведомства сформируют к концу лета, а узаконить их должны к 2023 году – к этому времени компьютеризированные «водители» успеют отточить навыки.

Изображение: img.freepik.com

Прошлый год Яндекс тестирует беспилотники: автомобили Toyota Prius с датчиками и камерой в узнаваемой раскраске стали обычным явлением для Москвы, Иннополиса Татарстана (где функционируют как такси) и Мичигана. Но вот с текущего года Hyundai SonataВ результате IT-компания получила поддержку автопроизводителя, который доработал седан: установил более мощный генератор для питания лидаров, радаров, камер (их стало больше) и вычислительного центра. Несмотря на партнерство в проекте, совместное производство беспилотников Яндекс и Hyundai не будет.

Изображение: img.freepik.com

Российский IT-гигант не планирует привязываться к какому-то конкретному автомобильному производителю, разрабатывая универсальное решение, применимое как на легковом, так и на грузовом автотранспорте. Первая тестовая «Соната» получила систему внешнего наблюдения с «Приусов», которая подошла корейскому седану почти как родная. После датчики доработали под новый автомобиль. Однако система, являющаяся «зрением» для автопилота и позволяющая видеть на десятки метров вокруг – не самое главное. Наиболее ценное в этой системе – программное обеспечение и накопленные данные, используемые для оцифровки маршрутов и машинного обучения, позволяя автопилоту работать в любых погодных условиях, без видимой дорожной разметки, спутниковой навигации и связи с сервером.

Изображение: img.freepik.com

В США некоторые штаты, включая Мичиган, разрешают беспилотные автомобили передвигаться по дорогам без водителя, что активно используется компанией Яндекс. В России подобные возможности пока запрещены, поэтому за рулем . Hyundai Sonata Испытатели все еще будут присутствовать в автомобилях (в Татарстане – Иннополисе – возможно даже занять место пассажира). В России ответственность за ДТП несет человек, но когда беспилотники станут легальными, отвечать будет компания, создавшая систему автопилота. Яндексу необходимо разработать безупречную систему без шанса на ошибку, а затем продавать готовое решение транспортным компаниям и автопроизводителям.

Изображение: img.freepik.com

Мир стремится к автоматизации вождения, и этот рынок оценивается в триллионы долларов.
Яндекс намерен стать одним из лидеров этой сферы. По количеству тестовых беспилотников и пройденных километров компания уступает только Google и его Waymo.
Пока в Яндексе технологии тестируют на «Сонатах», монетизация беспилотников начнется с транспортных средств меньших размеров, таких как роботы-доставщики.
Мини-машины Яндекс.Ровер напоминают луноход и умеют двигаться по тротуарам со скоростью пешехода, везти грузы, которые обычно доставляют курьеры сервисов доставки Яндекса. Робота уже использовали для развозки документов в «Сколково» и доставки покупок из интернет-магазинов. Эксперимент признан успешным, поэтому в скором времени армия Яндекс.Роверов может отнять часть рынка у пеших курьеров.