Беспилотники Яндекса: к более интеллектуальному и «человечному» управлению.
В своих беспилотных автомобилях «Яндекс» использует новый нейросетевой планировщик траектории движения. Это позволяет автомобилям по-разному реагировать на дорожные ситуации в зависимости от обстоятельств, делая манеру вождения максимально приближенной к человеческой. Особенность технологии и её значение для развития беспилотного вождения подробно описаны ниже.
«Яндекс» перенёс применение нейросети-трансформера в практику. в своем автономном транспортеНейросеть предназначена для планирования пути автомобилей и обучается по данным о поведении опытных водителей в разных ситуациях.
Внедрение этой технологии даст автономным транспортным средствам возможность очень хорошо реагировать на разные дорожные условия, сделав их вождение более похожим на то, как ведут себя профессиональные водители.
Для обучения нейросети-трансформера команда профессиональных водителей собрала данные. Водители прошли строгий отбор и освоили курсы контраварийного вождения. В рамках проекта им приходилось перемещаться на автомобилях по городу и за его пределами. В каждом тестовом автомобиле установлено множество сенсоров, фиксирующих действия водителя и всё происходящее вокруг автомобиля на дороге. На основе этой информации сформирован датасет для обучения новой модели.
Во время обучения нейросеть изучала разные дорожные ситуации и реакции людей на них. Нейросеть-трансформер обобщила полученные знания и научилась реагировать на ситуации, которых пока нет в реальной жизни, но которые могут возникнуть теоретически.
«Яндекс» применяет планировщик в навигации по городу и в симуляторе. В симуляторе можно проверить, как автономное транспортное средство справляется с различными дорожными ситуациями, включая редкие, например, появление лося на дороге.
Тестирование «Яндекса» показало: нейросеть-планировщик лучше справляется с трудными ситуациями по сравнению с алгоритмическим планировщиком. В тех случаях, где старый планировщик не мог избежать столкновения, новый (нейросеть-трансформер) часто находит путь, позволяющий обойти препятствие безопасно.
С 2017 года «Яндекс» разрабатывает собственную систему автономного вождения. Автономные транспортные средства компании проходят тестирование в Москве, Иннополисе и Сириусе. В октябре этого года грузовик с системой автономного вождения разработки «Яндекса» Провел первый грузовой рейс с коммерческой целью. Дорога шла от Москвы до Тулы по федеральной трассе. трассе M-4 «Дон».