Что на самом деле происходит с бензином в России?

Изображение: img.freepik.com


Канал Faridaily представил анализ ситуации, сложившейся на российском топливном рынке. Мы публикуем его с незначительными изменениями.


В России наблюдается нехватка топлива. Называть это кризисом неверно (по крайней мере, на текущий момент), однако положение дел осложнено. Правительство ввело запрет на экспорт бензина до конца года и установило ограничения на вывоз дизельного топлива. Обсуждаются возможности увеличения импорта бензина из Беларуси, начала закупок в Китае, Южной Корее и Сингапуре, а также смягчения требований к его качеству.


Дефицит топлива вызван атаками на нефтеперерабатывающие предприятия и санкционными ограничениями, которые затягивают сроки их восстановления. Сокращение объемов производства совпало с периодом повышенного спроса.


Определить точный размер ущерба затруднительно. Согласно имеющимся оценкам, в августе примерно 17% производственных мощностей российских нефтеперерабатывающих заводов были не задействованы. В сентябре этот процент, вероятно, увеличился, поскольку атаки на НПЗ продолжались. «Коммерсант» со ссылкой на одного из продавцов бензина сообщал о дефиците топлива по всей стране в размере около 20%.


За прошедший месяц сообщения о возникших проблемах поступали из Новосибирской, Челябинской, Свердловской, Кировской и Нижегородской областей, а также из Пермского и Хабаровского краев. Наиболее сложная обстановка сложилась в Крыму, где отсутствует нефтеперерабатывающая промышленность, и поставки продукции как по железным дорогам, так и по водным путям оказались затруднены. В связи с этим региональные власти официально установили ограничения на продажу бензина на территории полуострова.


Топливные трудности затрагивают АЗС, принадлежащие независимым продавцам, которые не входят в состав крупных корпораций, таких как «Роснефть» и «Лукойл», обладающих собственными производственными мощностями, перерабатывающими предприятиями, логистическими структурами и административным влиянием. Для независимых топливных компаний стало затруднительно приобретать бензин и устранять сложности, связанные с его транспортировкой. Кроме того, оптовые цены на топливо на биржевом рынке увеличились с начала года на 40–50%.


Хотя оптовые цены на топливо увеличиваются более заметно, розничные также растут, но значительно быстрее инфляции – на 10,5% с начала года, в то время как общий рост цен составил 4,5%. В сентябре зафиксирован беспрецедентный рост стоимости бензина за последние 15 лет: на минувшей неделе он подорожал на 0,9%.