Бензиновые заводы России испытывают непредвиденные трудности.

Производители топлива в России испытывают трудности, которых не ожидали.
Европейские санкции затруднили реализацию российского мазута на международном рынке. На нефтеперерабатывающих заводах из-за этого образовался избыток продукта, который увеличивается. Сложность ситуации заключается в том, что мазут является побочным продуктом переработки нефти. Снижение его производства не простое решение, так как тогда заводы вынуждены будут уменьшить выпуск и других нефтепродуктов. Кроме того, для хранения мазута нужны специальные резервуары с подогревом и дополнительным утеплением.
Ранее до 80% российского мазута поставлялось за границу. Аудиторская компания KPMG указывает на усложнение вывоза мазута из России. В марте экспорт его сократился в полтора раза по сравнению с февралем, невостребованными остались около 1,5 млн тонн. При отсутствии изменений российским НПЗ скоро может некуда девать мазут, что вынудит их сокращать или полностью останавливать производство бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов.
«Лукойл» предлагает ТЭЦ использовать избыточный мазут как топливо. Это неидеальное решение: наилучшим топливом для ТЭЦ является газ. В 2020 году доля мазута в потреблении ТЭЦ составляла всего 2%. В прошлом году угля на Хабаровской ТЭЦ-3 стоил около 4 тыс. руб. за тонну, а мазута — 28,5 тыс. руб. Повышенный расход мазута негативно скажется на окружающей среде и влечет штрафы. «Лукойл» предлагает временно отменить штрафы, но это навряд ли будет принято.

Тамара Сафонова, генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора, заявила, что использование тяжелого топлива на тепловых электростанциях не решит проблемы. По ее словам, в 2021 году доля российского экспорта нефти составила 43 % от объема добычи, а экспорта нефтепродуктов – около 50 % от объемов переработки в России. Это означает, что перераспределение мазута на ТЭЦ сможет лишь частично устранить проблему излишков.
Чтобы полностью решить проблему избытка мазута, нужно найти покупателей. По мнению Сафоновой, решение существует. Европа виновата в сложившейся ситуации из-за санкций, но кто мешает России развиваться на Восток? Индийская компания Bharat Petroleum уже приобрела два миллиона баррелей российской нефти Urals с погрузкой в мае 2022 года, что равно трем танкерным партиям. Другой путь – увеличение поставки нефти в Китай, учитывая технические возможности загрузки Восточного нефтепровода ВСТО. Он проходит от Тайшета до порта Козьмино в заливе Находка. ВСТО связывает месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США.
Для использования мазута можно модернизировать нефтеперерабатывающие заводы с увеличением глубины переработки нефти, в том числе преобразование мазута в битум, который нужен в строительстве и при изготовлении асфальта. Однако это случится не скоро.