Бензиновые заводы РФ узнали о сложностях, не ожидаемых ранее.

Производители бензина в России испытывают трудности, которых не ожидали.

Европейские санкции затруднили экспорт российского мазута, что привело к его избытку на российских нефтеперерабатывающих заводах.
Снизить производство мазута не просто, так как это продукт переработки нефти и уменьшение его производства повлияет на выпуск других нефтепродуктов. Хранение мазута возможно только в специальных емкостях с подогревом и дополнительной теплоизоляцией.

В прошлом экспорт российского мазута составлял около 80% от общего объема продаж. Компания KPMG подтвердила, что сейчас вывоз мазута из России усложнен. В марте его экспорт сократился в 1,5 раза по сравнению с февралем – около 1,5 млн тонн не нашли покупателей. В случае бездействия российским НПЗ скоро может некуда девать мазут, что приведет к сокращению или полному остановке производства бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов.

Поиск выхода из ситуации ведут нефтяники. «Лукойл» предлагает отправлять лишний мазут на ТЭЦ для использования в качестве топлива. Однако такое решение не совсем удачное. Оптимальным топливом для ТЭЦ является газ, так как он самый дешевый. Переход на мазут происходит только из-за необходимости. В 2020 году доля потребления мазута ТЭЦ составляла всего 2%. Цены в прошлом году: угля на Хабаровской ТЭЦ-3 (основное топливо) составили около 4 тысяч рублей за тонну, а мазута — 28,5 тысячи рублей за тонну. Увеличение использования мазута повышает ущерб окружающей среде и приводит к штрафам. «Лукойл» предлагает временно отменить высокие штрафы, но данное предложение вряд ли будет принято.

Изображение: img.freepik.com

Тамара Сафонова, генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора, заявила, что применение тяжелого топлива на тепловых электростанциях не сможет спасти положение. По её словам, «в 2021 году доля российского экспорта нефти составила 43 % от объема добычи, а экспорта нефтепродуктов – около 50 % от объемов нефтепереработки в России. Поэтому проблема перераспределения мазута на ТЭЦ может лишь частично решить проблему затоваривания».

Чтобы полностью устранить излишек мазута, необходимо найти желающих его приобрести. По убеждению г-жи Сафоновой, такое решение возможно. Ситуация сложилась из-за санкций Европейского союза, но кто мешает России развернуться на Восток? Индийская нефтеперерабатывающая компания Bharat Petroleum уже купила два миллиона баррелей российской нефти Urals с погрузкой в мае 2022 года, что равно трём танкерным партиям. Другой путь – увеличение поставок нефти в Китай, учитывая технические возможности загрузки Восточного нефтепровода ВСТО. Он пролегает от города Тайшет (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. ВСТО соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США.

Модернизация наших НПЗ позволит более глубоко перерабатывать нефть, включая превращение мазута в битум. Битум широко используется в строительстве и производстве асфальта. Однако реализация этого подхода потребует времени.