Беда российского автопрома: почему в космосе мы смогли, а машины делать не научились


Беда российского автопрома: почему в космосе мы «смогли», а машины делать не научились

Разбираемся, почему отечественный автопром оказался заложником иностранных компаний и что его ждет в будущем

Российский автопром — неизменный герой анекдотов на тему качества. Почему та страна, которая первой в мире отправила человека в космос не смогла наладить выпуск надежных, комфортных и красивых автомобилей? 

Беда российского автопрома: почему в космосе мы «смогли», а машины делать не научились
Концепт Russo-Baltique Impression. Его построили в 2006 году в единственном экземпляре.

С оглядкой на заграницу

В текущих условиях у отечественной автомобильной промышленности нет другого выхода, кроме как в кратчайшие сроки выдать результат, которого она не могла показать, начиная с 70-х годов прошлого века. Аналитики инжиниринговой компании «Металворк» уверены — шансы у российского автомобилестроения есть. На это может уйти от года до пяти лет, но свет в конце конвейера имеет место быть. Особенно при условии многомиллиардных инвестиций в отрасль, которые были анонсированы нашим президентом и правительством. Главное — не ждать, что заграница нам поможет. И не молиться на тех же китайцев, которые придут и завалят наш рынок машинами. Как сказал президент, нужно развивать наш, суверенный автопром, а не идти на поводу иностранных компаний.

Беда российского автопрома: почему в космосе мы «смогли», а машины делать не научились

На стыке XIX и XX веков, несмотря «псевдорусскую» моду (кокошники, самовары и бублики), в общественном сознании сохранялся постулат — заграничное лучше отечественного. Одежда, транспорт, техника, станки… список можно продолжать бесконечно, даже ВПК был ориентирован на английские разработки. Исключением была, пожалуй, лишь винтовка Мосина. При этом российские инженеры активно включились в авиационную гонку, разрабатывали паровые двигатели и стремились сократить отставание в технологиях с западом того времени. В итоге к первой мировой войне страна смогла нарастить мощности, и отечественная авиация не уступала немецкой. Часть сил была направлена и на развитие отечественного автомобилестроения.

Почему космос — «да», а автомобили — «нет»?

С падением империи Романовых и революцией, развитие автомобильной отрасли приостановилось. Новой власти нужно было оружие, сильный флот и авиация. Наращивалось производство тракторов и комбайнов, а вот автопром был не удел. Развитие шло по пути заимствования технологий, в основном. И этот принцип сохранился вплоть до развала СССР. От автомобилей требовалось, чтобы они были надежными и легко ремонтировались. А вот комфорт и красота — уже по остаточному принципу. Да, модели 60-х и 70-х, в принципе, отвечали модным мировым тенденциям своего времени, однако, в 80-х отставание стало заметным, и «Жигули» уже сильно проигрывали иномаркам. При этом страна обладала мощнейшим ВПК и худо-бедно, но закрывала потребности в бытовой технике (плиты, холодильники, стиральные машинки производства 70-х успешно работали вплоть до начала нулевых).

Беда российского автопрома: почему в космосе мы «смогли», а машины делать не научились

В 90-х и нулевых страна выживала, выживал, как мог и автопром. А вот в десятых годах XXI века в Россию пришли масштабные инвестиции от западных автоконцернов. В обмен на максимальную локализацию производства, страна оказывала зарубежным брендам широкую поддержу в развитии. С введением беспрецедентных санкций отечественный автопром оказался перед непростым выбором — полностью отказаться от налаженных линий, искать новые комплектующие или строить новые заводы.

Новый «Москвич» и китайцы

Недавно мэр Москвы Сергей Собянин объявил о возрождении бренда «Москвич» на базе завода Renault. На старте это будут автомобили с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, а в перспективе возможен выпуск и электрокаров. Но какие это будут модели, новые владельцы завода похоже сами пока не знают. Поговаривают о локализации «китайцев», но даже под них конвейерные ленты придется модернизировать и все производство перенастроить под выпуск принципиально нового автомобиля, а на это нужно время.

Беда российского автопрома: почему в космосе мы «смогли», а машины делать не научились
Автомобили Renault в России собирать больше не будут.

По оценкам инженеров, в заявленный срок — до конца года, уложиться можно. Понадобиться мощный апгрейд, в том числе, переориентация старого оборудования на выпуск новых моделей, замена с технологической оснастки и т. д. Здесь российским инженерам не обойтись без помощи китайских коллег, чьи модели планируется выпускать под брендом «Москвич». Перенести в Россию производство полного цикла из Китая — дорого и долго. А вот начать собирать машины на базе уже существующего предприятия за оставшиеся полгода вполне реально. Правда, это будет крупноузловая сборка, но таким образом можно будет ускорить процесс и вернуть на конвейер находящихся в простое рабочих.

Будущее российского автопрома

Новое окно возможностей — это шанс возродить из пепла отрасль, которая разваливалась в последние тридцать лет, да и до того не блистала новизной идей. Закрыть спрос сегодня, если переориентировать производство автомобилей по «гибридному» пути с помощью китайского и индийского опыта — один из наиболее доступных вариантов. А вот дальше, в перспективе ближайших десяти лет, отечественным конструкторам предстоит показать себя и доказать, что Россия — это не только мощный ВПК, но и забота о людях, в том числе при помощи выпуска качественных и безопасных автомобилей, доступных по цене и в необходимом количестве.


Источник