barter автомобилей за Coca-Cola в СССР?
СССР поставлял зарубежным странам автомобили «Лада» и БелАЗ, получая в ответ концентрат для сладких газированных напитков.
Первой была «Пепси-Кола». Этот напиток появился в СССР в 1973 году, а через год завод по его розливу открылся в Новороссийске. Совместная работа советской и американской сторон состояла в том, что компания «Пепсико» поставляла в США водку «Столичная», а на вырученную от продажи водки валюту закупался концентрат для разлива напитка на территории Советского Союза.
Грузовик GMC C6500, перевозящий «Пепси» в Москве
Компания «Кока-Кола», главный конкурент «Пепсико», начала работу на территории одной шестой части суши позднее, представив в 1979 году первую партию газировки «Фанта». Договор об этом пришлось заключить на уровне глав государств — на встрече Леонида Брежнева и Ричарда Никсона.
В Москве появилось предприятие по розливу «Фанты», а во время летней Олимпиады 1980 года в СССР вышла на прилавки «Кока-Кола». В широкий доступ этот напиток попал лишь с запуском крупного производства в 1987 году.
Фургон Coca-Cola на Олимпиаде 1980 года в Москве.
За поставки концентрата «Кока-Колы» оплачивали автомобилями Волжского автозавода. В Штатах, скорее всего, «Лады» не пользовались бы большим спросом (в отличие от «Столичной»), поэтому тольяттинские машины отправляли на экспорт в Великобританию через европейский филиал «Кока-Колы».
Разгрузка «Лад» в британском порту
Впервые с автомобилями марки «Лада» британцы познакомились в 1974 году, но наибольшей популярности советский автопром достиг в конце 1980-х. Несмотря на то, что в Великобритании «Лады» часто становились объектами насмешек и героями анекдотов, спрос на отечественные машины был высоким из-за доступной цены. В 1988 году на британском рынке было продано 30 тысяч «Лад», преимущественно… модели Riva.
В 1989 году СССР поставлял Coca-Cola грузовые самосвалы БелАЗ-7523 в США.
БелАЗовские грузовики направляются в США.
С появлением конвертируемости рубля потребность в подобных схемах исчезла. В начале девяностых годов оплачивать «Ладами» было сложнее, спрос на советские машины в Великобритании упал из-за устаревшего модельного ряда и появления корейских марок.