АвтоВАЗ завершил выпуск Лады Приоры. Чем запомнилась модель?
Летом этого года, после одиннадцати лет конвейерной жизни, ушла на покой «Лада Приора». Машина вызывала противоречивые чувства: кто-то её любил всей душой, кто-то над ней посмеивался… А чем отличилась и чем запомнилась эта модель?
1
«Приора» — первый российский серийный автомобиль с подушкой безопасности водителя в базовой комплектации. «Калине» первого поколения тоже полагались эйрбэги, но только в максимальной комплектации, «Приора» же оберегала водителя «по умолчанию».
2
В 2013 году машина обзавелась ещё и боковыми подушками безопасности, став и в этом деле первопроходцем среди отечественных автомобилей. Для «Калины» и «Гранты» их тоже долгое время обещали, да так и не поставили, из соображений маркетинга оставив боковые подушки только «иномарочным» «Датсунам».
3
Не эйрбэгами едиными жива пассивная безопасность. «Приора» — это ещё и пример рестайлинга, дополненного грамотным усилением силовой структуры кузова. Успехи разработчиков наглядно демонстрируют результаты фронтального краш-теста: машина так называемой «второй фазы» в максимальной комплектации с двумя подушками получила 10,6 балла из 16 возможных. И это при том, что за основу при создании «Приоры» взяли конструкцию модели ВАЗ-2110, которой не дотянуться даже до одного балла! Новая машина явно давала гораздо больше шансов выжить при аварии.
4
Причём выжить не только седокам внутри, но и прохожим. Благодаря небольшому внешнему обновлению 2011 года, включавшему новый передний бампер, «Приора» первой из отечественных моделей стала соответствовать новым нормам о защите пешеходов. Сначала новое «лицо» досталось лишь люксовым версиям (притом без полагавшихся обычно таким комплектациям противотуманных фар, так как их сертификация затянулась), затем и остальным вариантам.
5
«Лада Приора» — автомобиль далеко не самый современный, а до сих пор удерживает звание обладателя лучшей аэродинамики среди продукции АвтоВАЗа. Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx у модели — 0,32, что лучше результата исходной «десятки» (0,347) и недосягаемо даже для «Весты». Ну а маленькая лобовая площадь (привет из восьмидесятых) делает преимущество ещё более весомым. И отсюда появляются ещё два плюса: хорошая экономичность, особенно в загородном режиме, и знаменитая «лёгкость на подъём». Про разгонную динамику «Приоры» до сих пор ходят легенды. Особо рьяные фанаты утверждают, что, если сильно захотеть, даже BMW M3 Е46 останется позади.
6
Из тех же восьмидесятых растут и особенности, которые сегодня моментально принижают «Приору» на фоне современных машин. Уже в момент открывания двери возникают ощущения, схожие с которыми способен подарить разве что «УАЗ Патриот». Тянем-потянем, а вытянуть… А нет, можем, но внезапно и жёстко. Потом закрываем и слышим тот знаменитый лязг, по которому всплакнут первые покупатели «восьмёрок». Ну и спроектирован салон явно под невысоких людей: задний пассажир ростом выше 180 см крепко обнимает ногами спинку переднего сиденья, а иногда и предоставляет колени в качестве подлокотников столь же рослому водителю. Зато сближает…
7
Живём мы не в тропиках, так что внедрение предпускового подогревателя Eberspacher, довольно редкого явления для легковых бензиновых автомобилей, восприняли воодушевлённо. Ещё бы! Ведь с ним и запустишься в любой мороз, и двигателю будет полегче. Тем удивительнее было наблюдать, как производство «холодоустойчивой» модификации довольно быстро заглохло. Возможно, причиной тому стала не очень удачная дилемма «или подогреватель, или климат-контроль», перед которой завод поставил покупателей.
8
Кстати, насчёт климат-контроля. Именно на «Приоре» он появился впервые среди тольяттинских моделей — в 2008 году, через год после старта производства. При этом на машины ставили климатические установки от двух разных поставщиков: тайваньского филиала «Панасоника» или совместного предприятия тольяттинской фирмы ВИС и корейской компании Halla.
9
В 2013 году вместе с обновлением модели появилась ещё одна полезная опция — круиз-контроль. Задавать параметры нужно было при помощи кнопок на правом подрулевом переключателе, таком же, как на более ранних «Приорах» и «Калинах» с навигатором в комбинации приборов. Функция работала довольно гибко, отключаясь при нажатии на газ и, соответственно, не мешая манёврам на трассе.
10
Не отставала «Приора» от мировых тенденций и в части электрики. Именно в ней впервые для моделей АвтоВАЗа была применена мультиплексная проводка в дверях, отправляющая сигнал к разным блокам по одним и тем же проводам и, соответственно, экономящая массу этих самых проводов.
11
Существовала легенда, что, будь у ВАЗа автоматическая коробка, продажи «Лады» сразу взлетели бы до небес. Проверили на «Гранте» — миф разрушен. Машины с «автоматом» покупают, конечно, но никакого роста «в разы» не наблюдается. А для «Приоры» в качестве альтернативы «механике» решили сделать роботизированную трансмиссию на базе стандартной коробки передач. Левую ногу освобождает, передачи переключает, да ещё и топливо экономит и стоит недорого. И пусть поведение классического «автомата» ему не скопировать, по соотношению «цена-качество» он вполне годен. Тем более, коробку не забросили и продолжают дорабатывать.
12
В своё время «Приора» была настолько популярна, что удостаивалась звания самого продаваемого автомобиля в России! К 2015 году было продано 900 тысяч экземпляров. Но уже тогда было заметно, что спрос на модель падает, поэтому АвтоВАЗ решил убрать из гаммы универсал и хэтчбек, а также топовые комплектации. Но даже с таким урезанным ассортиментом в апреле 2017 года тираж перевалил за миллион машин!
13
Наконец, высший уровень признания: в 2018 году на заднем сиденье «Приоры» прокатился северокорейский лидер Ким Чен Ын! Это ли не подтверждение надёжности и комфорта автомобиля? Ведь вождю не пристало ездить на чём попало…
* * *
А если серьёзно, «Лада Приора» — это машина-эпоха. Для многих именно она была мечтой, практически идеальным автомобилем в своей ценовой категории. За ней надолго закрепилась слава «модной», «чёткой», «молодёжной». Нельзя было не отметить действительно хорошую динамику, умеренный аппетит и стабильное поведение на трассе. Это была хорошая машина для своего времени, но спрос показал, что ей пора уходить. А самое главное — забудут её ой как нескоро. И всё так же одни будут вспоминать с любовью, а другие с ненавистью. А такого с заурядным продуктом не бывает…