Автотуризм в СССР и России: между отсутствием инфраструктуры и современностью
Популярная кинокомедия «Три плюс два» режиссёра Генриха Оганисяна по сценарию Сергея Михалкова когда-то представила эталон отечественного автотуризма. В 1963 году это казалось сказкой, которую вполне реально было сделать былью. Сесть в машину, выбрать подходящий участок на берегу моря, не связывать себя никакими обязательствами ни с гостиницами, ни со столовыми… Солнце, море, свобода – плюс очаровательные соседи по отдыху: что может быть лучше?
Шесть десятилетий назад такой отдых был реальностью. Автомобилей было мало, ограничений практически не существовало. Дорожная инфраструктура того времени никого не волновала: все привыкли довольствоваться тем, что есть. Даже сесть на мотоцикл и отправиться в двухтысячное километровое путешествие считалось нормой – местом назначения разберутся по ходу дела. Нет туалетов по дороге? Не проблема, лес рядом! Нет парковок? Да вот асфальтовая площадка, где уже ночуют грузовики… Нет шашлычных? У нас все приготовлено! Нет бензина? Пусть и не на каждом километре, но он есть! А если вдруг нужна помощь – всегда можно обратиться к грузовикам. Можно ехать куда угодно и останавливаться везде: у красивого озера или на берегу моря. Вместо навигатора – простая карта, дающая возможность почувствовать себя настоящим путешественником. Мобильных телефонов тогда не было. А ремонт машины в пути был настоящим экстримом! Кстати, любой водитель с радостью помогал своему «коллеге» — это особенно ценилось.
В те времена путешественник, например, из Москвы в Архангельск с остановкой в Каргополе, без колебаний называл себя автотуристом. Потом произошли существенные перемены. Налучшим ли или худшим ли это оказалось – сказать сложно.
Современный человек трактует автотуризм иначе, чем его предки. Отсутствие мобильной связи для него ужасно. Площадка отдыха по его представлениям должна иметь теплые и чистые туалеты, кафе, магазинчики, автомойки и тому подобное. Ночевать в палатке в лесу хотят немногие. Отсутствие на АЗС пеленального столика может стать минусом для многих автопутешественников.

Существует существенное различие между «тогда» и «сейчас» в самом принципе путешествий. Раньше люди ездили «куда хочу и когда хочу». Сегодня же к большинству водоемов добраться просто так невозможно – частные территории, шлагбаумы, зоны охраны и тому подобное повсюду. Поэтому авантюрные поездки типа «поедем куда-нибудь» уже невозможны. Соответственно трансформировалось и само понятие автопутешествий: для большинства современных людей это просто поездки от одного отеля до другого. Вследствие этого пресловутые площадки отдыха на многих трассах сохранили облик прошлого века – пара мусорных баков, неприятные запахи из того, что можно назвать зелеными насаждениями и так далее.
Статистика указывает на то, что ежегодно по российским дорогам колесят 22–23 миллиона автотуристов. В Российском союзе туриндустрии полагают, что эта цифра может быть в два раза выше. Однако сегодня автотуризм развивается хаотично и фрагментарно. В Минэкономики подчеркивают, что отдельные программы по ремонту и строительству дорог, заправок практически не привязаны к туристическим объектам. А придорожные отели строятся преимущественно в интересах водителей грузовиков, в местах с наибольшим трафиком. Но к туризму это прямого отношения не имеет.
По поручению президента Минэкономики разработало концепцию развития автотуризма. К 2035 году в России появится множество заправочных станций, хорошие дороги и устойчивая связь. В 2024–2025 годах будет разработана программа развития автотуризма. Минэкономики считает нужным внедрить господдержку бизнеса для создания инфраструктуры на дорогах, особенно многофункциональных зон, в которые входят АЗС, кафе, магазин, мойка, отель, туалет и т. д. Сегодня четверть современных автотуристов не довольны качеством придорожного сервиса, нехваткой заправок, парковок, туалетов и мотелей. Практически все отмечают плохое качество дорог. Низкое качество мобильной связи на многих участках маршрута, а порой и ее полное отсутствие, также мешает развитию автотуризма.
Фильм «Три плюс два» радует зрителей и сейчас. Даже для тех, кто считает, что в СССР автотуризма не существовало вообще.
