Автосервис на дом: начало работы без начальника
Ремонт техники по запросу: начало самостоятельной деятельности
С ЧЕГО НАЧАТЬ
В нашем деле принято действовать, не раздумывая.
Мастера единодушны в том, что главную роль в профессии играет опыт. Образование может пригодиться, но не так критически, как в медицине. Если у человека есть представление о машине и интерес к делу, со временем можно освоить всё остальное. Новичок может стать учеником механика, закончить учебное заведение, изучить конструкцию автомобилей самостоятельно или пройти переподготовку у дилера, если у него уже есть базовые знания.

С тринадцати лет Олег занимается автомобилями, имеет средне-техническое и высшее образование. Начал как ученик механика, сейчас работает автоэлектриком-диагностом. Сначала выполнял простые поручения: “Принеси, подай, уйди, не мешай”. Неподготовленный человек сразу не разберется в двигателе или поменяет ремень ГРМ, знания приходят с опытом.
Дмитрий двадцать семь лет от роду: «Окончил МАДИ. Специальность пригодилась в работе. В основном учили по устаревшим чертежам и образцам машин, поэтому принципы функционирования новых моделей, особенности узлов пришлось постигать самостоятельно.»
Конструкция преимущественно сохраняет свою основу, но электронные системы постоянно совершенствуются. Чтобы не отставать, прохожу обучающие курсы и смотрю видео на YouTube. Часто находясь в машине во время пробок, осваиваю новые знания с помощью роликов.
Василий, 27 лет: «Образование помогает, особенно если специализироваться на определённых марках. Ранее я трудился у официального дилера, проходил обучение в академии General Motors. У меня уже был опыт работы с автомобилями – это были курсы повышения квалификации».
Обучение состоит из трёх уровней: серебряного, бронзового и золотого. По окончании последнего уровня выдаётся сертификат, который даёт возможность работы в представительстве компании General Motors в любой стране.
Какие работы можно выполнить на месте?
В дворе дома или на шоссе возможно выполнить только определённый перечень работ: заменить лампочку, колесо, свечи, фильтры, починить дверной замок, «прикурить» аккумулятор. Замену ремня ГРМ, комплексное техническое обслуживание и ремонтные работы повышенной сложности лучше выполнять в специально оборудованном помещении.

Олег двадцать шесть лет: «Вспомню одно зимнее задание. Kia Sportage не завелась в мороз. В Москве в этот день было -28 градусов, а в Зеленограде, где стояла машина, все -35. Автомобиль застрял в поле, на месте ничего не получилось сделать, пришлось тянуть его до ближайшей автомойки, чтобы хоть немного прогреть и завести».
Не многие согласятся лечь под автомобилем на пыльной земле, даже если лето и есть возможность спрятаться под тентом в случае дождя. Необходимость перевозить специальный инструмент усложняет ситуацию. Для каждой марки и модели нужен свой ключ, съемник, средства диагностики. Чтобы оборудование было всегда под рукой, придется возить целую прицеп или отдельную машину.
Сергей тридцать один год: «При вызове мастера по ремонту автомобиля большинство заказчиков утверждают, что поломка незначительная, однако на самом деле требуется ремонт большой части машины. Для этого у мастера необходим целый набор инструментов, который не помещается в багажник».
Мастера без собственных мастерских определяют свою специализацию, к примеру, занимаются зарядкой аккумуляторов или диагностикой, и транспортируют лишь требуемое для работы оборудование.
Дмитрий двадцать семь лет от роду: «Работаю на себя. Занимаюсь выездной диагностикой автомобилей перед покупкой. Читаю коды ошибок, проверяю состояние кузова, провожу комплексный осмотр и помогаю принять решение о целесообразности траты денег на машину».
КАК ОТКРЫТЬ СВОЮ МАСТЕРСКУЮ
Предприниматели, работающие в сфере автосервиса, порой стремятся к созданию собственной мастерской или сервиса. Специальное помещение расширяет возможности выполнения заказов, обслуживания различных марок автомобилей и продвижения личного бренда. Такой шаг требует финансовых затрат на аренду и приобретение специального инструмента.
Для роста в этой профессии нужен интерес. Прежде всего важно понимать устройство машины, со временем накапливать практику. Сначала открыть гараж, потом снимать место побольше. И таким образом достичь объема заказов, при котором целесообразно арендовать хорошее помещение для сервиса.
Стоимость содержания мастерской для Василия зависит от аренды и цен на инструменты. Вначале понадобится крупный стартовый вклад. Для каждой марки необходимо купить специализированные инструменты, которые стоят дорого.
Для запуска сервиса первоначально потребуется 300-400 тысяч рублей, а ежемесячное обслуживание обойдётся в 70-80 тысяч.
К ЧЕМУ БЫТЬ ГОТОВЫМ ПРИ ВЫЗОВЕ
Проблема сложнее, чем кажется. Диагностировать поломку по телефону затруднительно. Редко кто из обратившихся разбирается в автомобилях и может сразу определить неисправность. Заказчики обычно сообщают: «Машина не заводится», «Что-то сломалось». По словам исполнителей, в 80% случаев проблема окажется сложнее заявленной. Во время диагностики обнаруживаются скрытые повреждения и незаметные поломки, которые невозможно устранить на месте.

Сергея тридцать один год: «Часто встречается такое описание проблемы: «У меня стучит что-то». В автомобиле множество деталей могут издавать стук. Обычно я осматриваю машину, проезжаю несколько метров и получаю представление о случившемся. Потом загоняю на подъемник, диагностирую и нахожу поломку».
Сезонность. При выборе специализации следует помнить, что количество заказов на некоторые виды работ меняется в зависимости от сезона. Например, зимой из-за холодов и снега появляется больше заказов на помощь с дорожными проблемами: разряжаются аккумуляторы, автомобили застревают. Летом таких проблем нет.
Двадцать шестёхлетний Олег заработал за три зимних месяца 83 тысячи рублей, выполняя заказы в свободное от основной работы время. Вечером или по выходным он проверял наличие заявок о помощи и получал за выезд от 1000 до 1500 рублей.
Дополнительные работы. Некоторые неисправности могут свидетельствовать о более серьезных повреждениях. При ремонте старых машин или машин после ДТП стоит помнить, что стоимость работ может превысить первоначальную цену.
Дмитрий считает, что при наличии вероятности скрытых повреждений нужно указывать цену с запасом, чтобы избежать проблем с объяснением клиенту повышения стоимости. Но бывают разные скрытые повреждения, например, деформация кузова может увеличить стоимость работы на 200%. Невозможно предусмотреть все нюансы.
Сломанный телефон. Лучше не брать заказы по поручению других.
Олег двадцать шесть лет: «Чтобы избежать затруднительного положения, я сотрудничаю с владельцем автомобиля лично. Выезжаю по указанному адресу, запрашиваю документы, а после этого начинаю ремонт».
Сколько можно заработать мастеру по ремонту техники на выезде, и как увеличить доход?
Автоместам, подобно другим специалистам, работающим самостоятельно, приходится изучать нюансы общения с клиентами и применять клиент-ориентированный подход.

Дмитрий, двадцать семь лет. «В нашей работе важен индивидуальный подход к каждой ситуации, а также пунктуальность и вежливость».
Зарплата автомастера зависит от его квалификации и специализации. Простой механик может зарабатывать 60-70 тысяч рублей ежемесячно. Мастер, занимающийся диагностикой, разбирающийся в электрике и электронике, может получать более 120 тысяч.
Олег, 26 лет: «Онлайн-сервисы помогают создать базу клиентов. Месяц назад ко мне обратилась девушка с Hyundai Solaris, я поменял ей свечи зажигания. На днях она позвонила — двигатель сломался. Привезла машину в мастерскую, буду делать ремонт. Теперь она мой постоянный клиент».
Сергей тридцать один год. «С самого начала говорим клиенту о возможных сложностях и факторах, которые могут повлиять на стоимость работ. Диагностика бесплатная. Я предпочитаю честный и открытый диалог. Зачем обманывать клиента, чтобы потом не вернуться?».
Автомеханики считают главным в профессии опыт. На начальном этапе его можно получить, выполняя заказы по небольшой цене, а также у других специалистов. По мере повышения уровня навыков и накопления специализированных инструментов возможно открытие собственного гаража, мастерской или полноценного сервиса.