Автомобильный журнал № 14: «Тонары», броневики и пятиосники

В работу поступил новый номер «Ежедневного автомобильного журнала», доступный ежедневно в будние дни. на разных платформах.

Семья Тонаров

По документам трактор, внешне модернизированный, чудовищно длинный – но всё же трактор. Ему запрещено выезжать на дороги общего пользования без специального разрешения из-за негабаритности. Но ему туда и не очень нужно, рудовозу. Эта машина сделана для компании Алроса, ей предстоит решать проблему «последней мили» в Якутии, перевозя руду от места добычи до комбината – примерно 170 км.

Подмосковная фирма Тонар разработала новый класс автомобилей, точнее, транспортных машин. Раньше карьерные самосвалы поднимали руду из карьера наверх. Для дальних расстояний добычу перегружали на железнодорожный или автомобильный транспорт. А если везти руду сравнительно недалеко, на 100-200 километров? Стандартными автомобилями не навозишься, грузоподъёмность мала. Гнать БелАЗы на такое расстояние – ещё большее расточительство. Поэтому пару лет назад Тонар создал промежуточное звено между карьерным самосвалом и обычным автомобилем – трёхзвенный негабаритный автопоезд грузоподъёмностью 130 тонн. Это сцепка грузовика Тонар-45252 и сочлененного полуприцепа Тонар-95405.

В Якутии он выполняет свою задачу неплохо, но обнаружились недоработки: тягач 6х4 имеет склонность к пробуксовке при старте или на скользких подъёмах, что провоцирует ударные нагрузки в трансмиссии. Тормозов недостаточно для такой тяжелой машины. Новая версия, получившая обозначение Тонар 7502, стала полноприводной (6х6) и оснащена гигантским ретардером (трансмиссионным тормозом).

Это не преувеличение: размер машины действительно внушителен. Обратите внимание на множество теплообменников позади кабины – это ретардер. Еще один большой радиатор спереди тоже служит для него, дизелю в Якутии подобное охлаждение, скорее всего, не требуется.

Автомобиль оснащён 760-сильным 19-литровым китайским дизелем Cummins QSK19, гидрообъёмной трансмиссией Allison 6620 и мостами Hande производства Китая. Кабины создаёт компания Тонар самостоятельно, вдохновлённая каркасной конструкцией американских классических грузовиков. Получаются качественные кабины, но архаичная компоновка и посадка. Хорошая теплоизоляция и печка позволяют водителям работать в рубашке даже при температуре минус пятьдесят градусов.

В подвеске установлены цельнорезиновые упругие элементы, которые сейчас получают патент. Это не совсем новое решение, но именно такой вариант разработан впервые.

Борта прицепа и полуприцепа предназначены для боковой разгрузки, которая осуществляется гидросистемой Penta.

Сейчас машина проходит испытания на двухкилометровом полигоне в лесу рядом с Ликино-Дулёво. Встретил её едва ли не в последний день перед отправкой заказчику. Теперь новые фотографии этого Тонара можно будет сделать только около Верхне-Мунского алмазного месторождения.

Тонар демонстрирует годовой оборот в 5 млрд рублей, выпускает до 15 единиц продукции ежедневно (преимущественно полуприцепы), функционирует в три смены и осуществляет полный производственный цикл. При этом это всё ещё небольшая семейная фирма, начавшая свою деятельность в начале 1990-х годов с заброшенного ангара, к которому затем присоединился не менее заброшенный коровник. В настоящее время предприятие отстроилось, приобрело лоск. Семьиственность сохраняется, даже главный конструктор – бывший одноклассник нынешнего генерального директора. 40 человек работают в конструкторском отделе, каждый из которых полностью занят.

[первоисточники]

Сегодня уволят директора ЗиЛ Игоря Захарова. С грустными глазами пришёл этот человек на ЗиЛ из Иж-Авто и много лет флегматично наблюдал, как завод рушится и разворовывается. Увольнение выглядит логичным: всё уже украли, приглашали именно как временного руководителя во время превращения ЗиЛа в большой девелоперский проект. Революция свершилась, все свободны.

[СМИ]

В «Известиях» Тимур Хасанов представил подробную информацию о СПИКах в автомобильной промышленности, однако допустил незначительную ошибку: завод Mercedes возводится не в Обнинске, а в Солнечногорске. https://clck.ru/F6wtK

На сайте Колёса размещены две статьи с интересными статистическими данными. Первая из них сопровождается предупреждением: «Вниманию! Публикация является эксклюзивом издания Kolesa.ru и защищена законом об авторском праве. При публикации активная ссылка на Kolesa.ru обязательна. Нарушителям грозит судебное преследование».

Охваченный страхом, я с трудом продолжил чтение – и не пожалел. Анализируя статистику регистраций в ГИБДД за 2018 год, ребята сделали определенные выводы. Выводы оказались слишком категоричными (например, отождествлять регистрации с ввозом несколько опрометчиво), но всё равно интересными. Привожу ссылки: Раз. https://clck.ru/F6wtP и два https://clck.ru/F6wtTНадеюсь, ссылки для редакции «Колёс» окажутся достаточными, чтобы избежать судебных исков.

[соцсети]

История компании Labbe неоднократно рассказывалась. Но TrunkMonkeys написала статью настолько качественно, что её стоит порекомендовать. В ней в основном говорится о броневиках на базе РАФов с множеством иллюстраций, собранных из интернета. https://clck.ru/F6wuV.

Неизвестное мне фото прототипа грузовика ЗАЗ-2301, сделанное в 1995 году на ВАЗе во время пробега из Запорожья в Красноярск и обратно. https://clck.ru/F6wuj.

В 1977 году фирма Versatile возвела самый большой на планете Земля трактор, как утверждает strangernn. В конструкции использовано 12 цилиндров, мощность составляет 600 л.с., две сочленённые тележки, четыре оси, масса равна 26 тоннам. Подробности – у автора. https://clck.ru/F6wxK

[заграница]

Michelin может использовать Citroen DS для безопасных испытаний грузовых шин. https://clck.ru/F6wwT

В 1972 году создали машину под названием Poids Lourd Rapide. Ее оборудовали двумя шестнадцатицилиндровыми двигателями Chevrolet объемом 5,7 литра, которые разместили сзади в кузове. Четыре передних колеса управлялись. Эта десятитонная машина могла разогнаться до 111 миль в час. О популярности этого испытательного стенда история умалчивает. https://clck.ru/F6wwT.

В Саудовской Аравии начали строить автозаправочные станции для водородных автомобилей. Дмитрий Чугунов в своей публикации на ФБ написал: «Аналогия выглядит примерно так, будто во французскую провинцию Шампань стали завозить подмосковный самогон». https://clck.ru/F6wy2.

[объява]

Крайне редкая Subaru SVX в хорошем состоянии? Бывает и такое. В Москве её видел один раз, лет так в 2000-м, стояла где-то неподалёку от Москворецкой набережной, чёрная, вся уезженная, грустная. Посмотрел на трогательные двойные окошки – и влюбился. https://clck.ru/F6wyR

Есть еще интересное объявление: продают Бычков. в томатеБез пробега, прямо с производства. Это, пожалуй, последние оставшиеся товары. https://clck.ru/F6wyc