Автомобильные системы навигации: прошлое и будущее

Автомобильные системы навигации: прошлое, настоящее и будущее.

НЕМНОГО О КОСМОСЕ

Сколько сегодня на орбите спутников, обеспечивающих работу навигационных систем? Сегодня действует 90 навигационных спутников, а всего планируется 132. Преобладают американские спутники GPS – их 32. Это объяснимо: именно американцы стали родоначальниками спутниковой навигации и развивают свою сеть с 1974 года. По этой причине практически все навигационные системы в первую очередь взаимодействуют с ними. Точность позиционирования по ним велика, обеспечивая необходимую привязку к местности. Однако у системы есть недостаток: GPS создавалась для военных, поэтому доступ к ней может быть прерван командой с военной базы Шривер. Это побудило другие страны обзавестись собственными спутниками.

В настоящий момент по мощностному потенциалу группировки спутников лидирует Россия. Запуск системы начался в 1993 году, сегодня система ГЛОНАСС насчитывает 24 действующих спутника. Это побудило производителей автомобильных навигационных систем сотрудничать с ней. Спутники ГЛОНАСС также принадлежат Министерству обороны, и в случае необходимости…

Сегодня на третьем месте стоит система BeiDou. Несмотря на запуск в 2000 году, китайцы уже используют 20 спутников, а всего их будет 35. Тогда BeiDou, как и GPS и GLONASS, станет глобальной. Кстати, Beidou активно сотрудничает с российской ГЛОНАСС.

Европейская система Galileo — четвёртая по количеству спутников. На орбите сейчас находится десять спутников, к концу 2020 года их будет тридцать. Система способна обеспечить точность позиционирования до 10 см, правда только над Европой.

Индия не хочет упускать выгоды от использования спутников. Сегодня на орбите находятся четыре их спутника. В ближайшем будущем будет запущен ещё три, и тогда IRNSS обеспечит качественное позиционирование над Индией, Пакистаном и Афганистаном.

Японцы разрабатывают свою систему позиционирования QZSS. Пока на орбите находится один спутник, к концу 2017 года их количество увеличится до четырех. Главной задачей системы будет поддержка работы мобильных приложений и мониторинг транспорта в азиатском регионе.

ВЕРНЕМСЯ НА ЗЕМЛЮ

Навигационные системы для автомобилей появились ещё раньше, чем люди получили первый сигнал с искусственного спутника Земли. Первый автомобильный навигатор был создан в 1930 году.

В устройство, напоминающее современные навигаторы, загружали карту местности. Механизм, задействованный от колес автомобиля, прокручивал карту пропорционально скорости, показывая на экране местоположение машины. Доехав до поворота, водитель извлекали ненужную карту и вставлял следующую, соответствующую направлению движения.

Несмотря на сложности, данное приспособление от фирмы Iteravto считается родоначальником современных навигаторов.

Хотя к 1981 году на орбите Земли функционировали несколько спутников для навигации, очередным автомобильным навигационным устройством стал гироскопический прибор, а не спутниковый навигатор.

Компания Honda первой предложила свой Gyrocator как дополнительное оборудование. Созданный совместно с компанией Alpine, навигатор определял местоположение автомобиля на карте с помощью гироскопических датчиков, перемещая заранее выбранную и установленную карту вверх или вниз и отображая положение автомобиля на мониторе светящейся точкой.

Каждой карте требовалось сначала наложить на местность и установить своё положение в центре экрана. Такая функция стоила в то время примерно четверть стоимости авто.

НАШЕ ВРЕМЯ

Начало XXI века ознаменовалось бумом развития штатных навигационных систем. Новые технологии позволили существенно снизить стоимость комплектующих для производства приемников спутникового сигнала, сделав навигационные системы доступными каждому.

Навигационная система доступна сегодня как в авто премиум-класса, так и в бюджетной зарубежной машине. Обычно системы интегрированы в мультимедийные комплексы, призванные развлекать водителя в дороге музыкой. Позже к ним добавили возможность воспроизводить не только аудио-, но и видеофайлы. Некоторые системы включали даже TV-тюнер. Но главным же желанием было иметь навигацию, и она появилась. Автопроизводители хвалят каждую свою навигационную систему, считая её уникальной для своего бренда.

Первыми показали маршруты с высоты птичьего полета, а кто-то хвастался отслеживанием пробок без интернета. Тем не менее сегодня тенденция такова: навигационные системы под конкретный бренд уходят в прошлое. Автопроизводители решили использовать готовое и устанавливают на автомобили системы от компаний, занимающихся исключительно навигацией. Так Navitel, СитиГИД или Garmin стали штатной системой во многих авто.
С течением времени автолюбители предпочитают интерактивные системы, такие как «Яндекс навигатор» или «Гугл мэпс». Актуальные карты и мониторинг трафика облегчают жизнь в мегаполисах. Зачем тогда предварительно устанавливать навигацию, если она есть в смартфонах? Автопроизводители придумали способ контролировать приложения с телефона на мультимедиасистеме.

APPLE CARPLAY, ANDROID AUTO И MIRRORLINK

Большинство современных смартфонов функционируют под управлением операционных систем Android и iOS. Именно с ними автопроизводители хотят интегрировать свои мультимедийные устройства. В результате появились автомобили, позволяющие выводить «зеркала» экранов смартфонов на мониторы штатных систем.
Какие выгоды это приносит? Во-первых, нет необходимости привыкать к работе той или иной навигационной системы. Навигационные приложения, такие как «Яндекс карты», Google Maps, Navitel или СитиГИД, отображаются в полном объёме на экране штатного монитора. Маршрут можно проложить заранее и воспользоваться им после подключения смартфона к автомобилю. Во-вторых, помимо работы с встроенными навигационными системами, вы можете пользоваться другими приложениями, такими как телефонная книга, СМС или социальные сети. Да мало ли что еще можно делать со смартфона – он все наше, и теперь всё это доступно на большом и удобном экране.

Благодаря Apple CarPlay и Android Auto частично удалось достичь этой цели. Однако признать эти системы полностью работоспособными пока нельзя, поскольку не все функции доступны, а работающие функционируют неидеально.

Компания MirrorLink добилась большего успеха в этой сфере, однако устанавливается штатными комплектациями не во всех автомобилях. Не каждое устройство также способно взаимодействовать с ней – требуется приобретение модели, поддерживающей это соединение.

Всё же именно за такими системами будущее, хорошо, что производители это понимают. Нужно придумать систему, которая не позволит забыть смартфон дома или на работе. В противном случае останетесь и без навигации, и без музыки, и без социальных сетей, а для кого-то это может быть равно смерти.