Автомобильная контрабанда. Как везут машины из Европы в Россию в обход санкций
Евросоюз запретил поставки люксовых автомобилей в Россию, но такие машины продолжают появляться у российских дилеров. Издание Svenska Yle выяснило, каким образом это происходит.
Журналистское расследование Svenska Yle началось с наводки источника на то, что легковые автомобили из Германии и других стран перевозят в Россию через Финляндию, несмотря на то, что официально это запрещено. Чтобы выяснить, действительно ли продавцы автомобилей нарушают санкции Евросоюза, журналисты решили прикрепить маленькие радиомаячки на новые легковушки, пересекающие российско-финляндскую границу на автовозе.
Те самые автомобили с радиомаяками
Жучки удалось «зацепить» на две машины: темно-синий BMW X3 и белый Lexus RX350. С их помощью журналисты смогли следить за передвижениями автомобилей с помощью мобильного приложения.
Автомобили из Европы официально могут следовать в Среднюю Азию: перевозка машин через территорию России, например, в Казахстан, является законной, но оставлять их в России запрещено. Однако бывают случаи, когда у водителей автовозов имеются два документа: один оформлен для перевозки в Казахстан, а второй предназначен для российской таможни и там, соответственно, указано, что груз направляется в Россию.
На следующий день после установки передатчиков автомобили пересекли российскую границу в Ваалимаа, а затем отправились в Санкт-Петербург, где находится экспедиторская компания, помогающая клиентам в таможенном оформлении. Еще через несколько дней автомобили прибыли в Москву, а в итоге белый Lexus RX350 появился в продаже в одном из автосалонов Томска. В то же время синий BMW X3 уже активно передвигался по Томску, а значит, он обрел нового владельца быстрее «Лексуса».
Кроссовер Lexus RX нового поколения предлагается российскими дилерами по цене от 9,5 млн рублей
Журналисты отмечают, что финским властям трудно поймать компании, нелегально экспортирующие товары в Россию, поскольку цепочка может быть длинной. Однако ключевую роль в контрабанде санкционных товаров, в том числе автомобилей, играют именно транспортные компании.
Так, томский дилер признался, что ввоз «Лексуса» не был проблемой — в его доставке в Россию приняли участие по крайней мере четыре компании. Журналисты установили, что этот кроссовер был привезен из Канады, где его первым владельцем было частное лицо, продавшее автомобиль через несколько дней после покупки канадской экспортной компании.