Автомобилизация: транспортные средства, пригодные для службы в армии.

Введение частичной мобилизации вызвало волнение среди владельцев автомобилей в России. Некоторые опасаются, что их машины могут быть изъяты для военных целей.

Слухи о возможности мобилизации полноприводных и легких коммерческих автомобилей вызвали волнение среди граждан России.
В распространении неподтвержденной информации по социальным сетям активную роль сыграли некоторые интернет-сайты. Определить, что из сказанного соответствует действительности, а что является плодом воображения авторов, для обывателя бывает трудно.
Мы решили выяснить всю правду и дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Рассказываем…
Какие автомобили годятся для службы в армии? В каких ситуациях возможна мобилизация автотранспорта и как водителям действовать в таком случае?

Так было в СССР

В Советском Союзе все понимали: при войне личные внедорожники — «Нива», «Газик», «Уазик» и подобные автомобили — перейдут в распоряжение Вооруженных Сил.
В военкоматах учитывали все транспортные средства с полным приводом. Владельцы знали, что в случае мобилизации могут лишиться своих автомобилей.
Государству требовались машины для обеспечения мобилизационных мероприятий: командирские автомобили, связь, фельдъегерская служба, полевые госпитали и т.д.

В списке подлежащих призыву в определенных обстоятельствах были не только легковые и легкие коммерческие автомобили, но и мотоциклы. Военкоматы вели учет всех частных «Уралов» и ИЖей с коляской, а также зарубежных аналогов. Изъятие мопедов, мокиков, велосипедов и самокатов никому из владельцев не угрожало. На «Верховине» или «Риге» вне асфальта далеко не уедешь, а предполагалась езда прежде всего вне дорог. Связистам, посыльным, разведчикам и другим армейским специалистам требовался транспорт более брутальный и надежный.

Вопрос о возмещении расходов и возврате личного транспорта после службы в армии СССР не обсуждался даже в обыденной беседе. Верили, что автомобиль либо вернут, либо погибнет во время боевых действий и будет списан как военная потеря. Действовало правило, аналогичное ленд-лизу: всё уничтоженное не подлежит возврату, а уцелевшее отправляется обратно владельцу.

Считалось, что личный транспорт изымался только во время боевых действий на территории СССР. В случае войны за пределами советского государства такой вариант не рассматривался. Примером тому является введение ограниченного контингента войск в Афганистан. В период с 1979 по 1989 год ни один личный автомобиль у частных граждан СССР не был изъят, несмотря на потребность в легких транспортных средствах. Министерство обороны покрывало потребности за свой счет, так как в стране было много баз хранения вооружения и техники – опыт Великой Отечественной войны научил хранить запасы.

Сегодня в России

Мнения обычных людей не совпадают с действительностью. В конце 90-х был издан Указ Президента РФ от 2 октября 1998 года №1175 «Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности», где подробно прописаны все важные аспекты. Через несколько лет вышел приказ Министра обороны РФ от 14 марта 2014 года №151 «Об утверждении перечня транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям, и Порядка учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям».

Военно-транспортная обязанность касается частных лиц только в последние сроки. Прежде всего, подвижное имущество «призывают» из государственных структур и организаций. В первую очередь армии нужны автомобили из федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов самоуправления. К этой группе относятся организации всех форм собственности, у которых есть транспортные средства нужных категорий. Это аэропорты, АЗС, базы временного хранения ГСМ, морские и речные порты и так далее.

Основные моменты важны. Необходимо разграничивать понятия «мобилизация» и «частичная мобилизация». При первом случае мобилизация транспорта практически неизбежна, при втором – маловероятна. Скажу честно: опасения по поводу изъятия личного транспорта в ходе специальной военной операции (СВО) российскими Вооруженными Силами на территории Украины необоснованны.

С точки зрения права СВО, как и антитеррористическая операция, не считается войной, поэтому закон не предусматривает передачи частных автомобилей военным. Это крайняя мера, которая применяется только в критических ситуациях реальной потребности. В настоящее время армия России располагает достаточным количеством транспорта. Изъятие машин без крайней необходимости не планируется. Указа Президента РФ о частичной мобилизации не предусматривает изъятия личного транспорта. Теоретически, при особом распоряжении возможно изъять автомобили категории M1G и N1G. Владельцам таких транспортных средств будет сообщено о необходимости пригнать машину в случае необходимости.

Классификация транспортных средств, подлежащих мобилизации.

Категория M1G — это автомобили категории М1 с полным приводом, предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе водителя, не более чем на девять мест. Приставка G обозначает их внедорожные возможности.

Для мобилизации под категорию M1G подходят не только полноприводные, но и моноприводные автомобили (на переднюю или заднюю ось) с возможностью синхронного привода.
Требования: блокировка межосевого дифференциала, дорожный просвет под мостами не менее 180 мм, расстояние под днищем центральной части – не менее 200 мм, короткие передние и задние свесы, угол въезда не менее 25˚, угол съезда 20˚ и более.
В армии нужна техника для бездорожья, а не асфальтные автомобили, которые сдаются на первом же участке с мягким покрытием.

В группу M1G входят Lada Niva Legend, Chevrolet Niva, Toyota Land Cruiser Prado, Mitsubishi Outlander и подобные. Но маловероятно, что эти модели встанут в армейский строй по первому зову. Первыми на призывной пункт отправятся владельцы внедорожников, перечисленных в Приложении-1 к приказу Министра обороны РФ от 14 марта 2014 года №151. В этот список входят отечественные модели: УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 (UAZ Patriot) и др.

Техника категории N1 не подлежит передаче в военкомат. Но автомобили, обозначенные как N1G, подойдут как нельзя лучше. Это грузовики массой до 3,5 тонн с полным приводом.

В случае необходимости в войска пойдут личные внедорожники «Уазики», «Соболя» с полным приводом 4х4. Владельцам паркетников и легковушек бояться нечего. Даже массовые «ГАЗели» – не первые кандидаты на мобилизацию. Возможен призыв транспорта категорий М2 и М3 для перевозки от 8 до 22 пассажиров с полной массой свыше 5 тонн. Помимо автобусов, могут понадобиться тракторы и прицепная техника, но сейчас об этом говорить не приходится. К слову, подлежат мобилизации грузовики (категория N) и прицепы грузоподъемностью от 0,75 до 10 тонн (категория О). Проще говоря, садовые и дачные прицепы «призывать» никто не будет. Всего категорий транспортной мобилизации пять, но голову этим забивать не нужно.

Какие виды транспорта необходимы армии?

В первую очередь по мобилизации могут быть призваны бронеавтомобили, амфибии, гусеничные вездеходы, транспортеры-тягачи, снегоболотоходы, квадроциклы и подобная техника для бездорожья. В списке есть строительная техника, но для большинства граждан это не актуально – такому имуществом большинство не владеет.

Владельцам подходящих транспортных средств сейчас не стоит беспокоиться и предпринимать какие-либо действия. В настоящее время и в обозримом будущем не планируется мобилизация транспортных средств.
Если такая потребность возникнет, речь не пойдет о дарении имущества. Владельцам изъятых для нужд армии транспортных средств будет предусмотрена компенсация по установленным правилам. Пока официальных документов о транспортной мобилизации нет, обсуждать это больше нечего.

За нарушение правил мобилизации транспорта ответственности уголовного закона не предусмотрено. Для юрлиц штраф до 20 тысяч рублей, для граждан – от 300 до 500 рублей по статье 19.25 КоАП РФ. Предупреждение: это сведения общего характера. Поводы для беспокойства вокруг мобилизации транспорта отсутствуют! Страхи граждан как неожиданно появились, так и быстро исчезнут.