Автомобили покидают дороги России: причины и следствия.
В Москве в 2022 году впервые зафиксировали сокращение количества легковых автомобилей. Такая же тенденция наблюдается в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Саратовской области, Краснодарском крае и Псковской области. Люди отказываются от личных транспортных средств?
Звучит привлекательно: «Гипс снимают, клиент уезжает!». В Москве в 2022 году впервые зафиксирована убыль легкового автопарка. Количество зарегистрированных машин сократилось на 16,6 тысячи, составив 4,13 млн. Подобная ситуация сложилась и в Подмосковье – легковушек стало на 11,1 тысячи меньше. В Санкт-Петербурге убыль составила 11 тысяч, в Саратовской области – 7,9 тысяч, в Краснодарском крае – 7,3 тысячи, в Псковской области – 5 тысяч.
Люди избавляются от личного транспорта?
Достаточно перевернуть следующую страницу отчетности, чтобы выяснить, что в Калининградской области легковой автопарк увеличился на 9 тысяч машин, в Тюменской области – на 5,3 тысячи, в Татарстане – на 2 тысячи, а на Камчатке – на тысячу. Лидирует Приморье, где за год на учет встало дополнительно 15 тысяч легковых машин.
Похоже, правильнее говорить не просто про избавление от автомобилей, а, в первую очередь, про их перераспределение. Не стоит обходить стороной и тему избавления. Например, многие россияне покинули страну из-за начала военной операции и объявления частичной мобилизации. Часть из них пересекла границу на своих автомобилях, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте. Многие уезжали из России, избавляясь от всего личного имущества, и проданные машины могли запросто уехать в другой регион.
Существуют и другие мнения. Например, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что лишение прав на машину происходит преимущественно формально, а в действительности люди снимают авто с учета и продолжают ездить незаконно. Причина кроется в желании избежать штрафов, налогов и ОСАГО из-за недостатка средств. Не думают о предстоящих встречах с полицией.
Центр организации дорожного движения Москвы выдвинул свою версию сокращения количества машин в столице. По его мнению, большая часть автовладельцев предпочитает городской транспорт — от метро до такси.
В 2022 году пассажиры совершали в рабочий день более 15 миллионов поездок, на 580 тысяч больше, чем в 2021 году. Учитывая усиление мер столичных властей по пересадке автовладельцев на общественный транспорт: платные парковки с высокими тарифами и установка камер видеонаблюдения, эта версия кажется правдоподобной. Власти Санкт-Петербурга идут в этом по стопам московских коллег: зона платной парковки уже охватывает весь центр города и будет расширяться дальше.
В январе 2023 года количество предложений о продаже подержанных автомобилей премиум-класса (Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus и др.) выросло на 63% по сравнению с прошлым годом. Наиболее активно продаются автомобили люксовых брендов (Bentley, Maserati, Lamborghini, Rolls-Royce). Причины этому очевидны: возникли серьезные сложности с обслуживанием. Обновление программного обеспечения заблокировано, ремонт неимоверно затягивается – владельцы люксовых автомобилей таких капризов терпеть не хотят.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр рассказал, что многие владельцы премиальных и люксовых автомобилей привыкли к беспроблемному обслуживанию – платили и получали результат. Часто такие автомобили эксплуатировали с помощью водителей, избегая упоминаний о возможных ремонтах. Теперь же комфортное содержание Mercedes, BMW, Land Rover, Rolls-Royce стало почти невозможным. Поэтому владельцы желают избавиться от статусных машин, которые в любой момент могут превратиться в обременительный объект.
Обновление автопарка сегодня происходит медленнее из-за сокращения продаж новых машин. В 2022 году физические лица через Владивосток привезли в Россию почти 200 тысяч б/у автомобилей, преимущественно японских и корейских. В 2023 году ожидается поступление еще большего количества авто возрастом три-пять лет (сейчас их 5,8 млн).

Структура автопарка претерпела изменения, но массового желания россиян избавиться от личных машин пока нет. Во многих регионах альтернатив собственному автомобилю не существует, особенно в поселках. В крупных городах с развитым общественным транспортом тенденция отказа от личного авто все отчетливее. Власть прилагает усилия к этому: например… предложение Марат Хуснуллин, вице-премьер, рассказал о снижении количества парковочных мест в новых жилых зданиях.
Что еще почитать:
Парковки исчезнут для жителей городов.