Автомобили, недоступные для покупки в СССР.

В СССР существовал лишь колхозный рынок для продажи продуктов, а также чёрный — незаконный. В отношении автомобилей ситуация была сложной: дефицит был постоянным, да ещё и доступ к покупке некоторых моделей был закрыт. Некоторые всё же находили способ приобрести их…

ДОЛОЙ КОММЕРЦИЮ

Революция 1917 года приватизировала средства производства. Определение было всегда неопределённым, но для автомобилей — чётко. А то, что сейчас называют коммерческими автомобилями — грузовики и автобусы — частным лицам не продавали ни за какие деньги.

В Советском Союзе пикапы и грузовики, такие как «Москвич» моделей 433 и 434, продавались только оптом.

Советская история помнит лишь одно исключение: в 1930-х известный писатель Михаил Пришвин некоторое время владел грузовиком ГАЗ-АА. Писатель, купивший машину у издательства, уже сильно изношенной, на перевозку грузов не рассчитывал. В кузов установили будку, и машина стала напоминать дом на колесах. Пришвин пользовался ею для выездов на охоту.

Многодетным семьям микроавтобус РАФ оставался недоступной мечтой.

Даже фургоны и пикапы на базе «Москвичей» и «Волг» не продавались частным лицам. Спрос на такие машины у советских граждан был невелик. Возможно, сельчане хотели бы иметь автомобиль для перевозки продуктов на колхозный рынок. В городах фургоны и пикапы могли заинтересовать строителей дач и ремонтников квартир, хотя их деятельность была незаконной. В условиях острого дефицита автомобилей некоторые были бы рады даже легковому грузовику.

Автомобили «Волга» ГАЗ-22 находились в свободном доступе лишь по ограниченным программам.

Так же, как маленький грузовик в Союзе нельзя было купить, так и микроавтобус УАЗ или РАФ. Поэтому многодетные семьи могли рассчитывать только на пятиместный автомобиль. Правда, в 1970-х годах в Союзе появилась семиместная легковая машина (ЗИМ 1950-х годов, конечно, не считаем). Но с «Волгой» ГАЗ-24-02 всё было очень непросто.

Специальное разрешение или существенная переплата были необходимы для покупки ГАЗ-24‑02.

НЕЛЬЗЯ, НО МОЖНО

«Волга»-универсал давала задним пассажирам невысокий комфорт, зато вмещала семь человек. С сложенными сиденьями она могла перевозить около полутора кубометров груза. ГАЗ-24‑02 был практически недоступен. Несмотря на высокую для большинства граждан государственную цену: в 1970‑х — 12 тысяч рублей, при том, что «Волга» ГАЗ-24 стоила тоже недешево — 9 тысяч.

Магазин «Березка» продавал редкие универсалы за чеки, получаемые при сдачи валюты. Доступ к нужной сумме имели только те, кто не просто долго, но и на высоких должностях трудился за рубежом. Граждане ГАЗ-24‑02 могли приобрести лишь приближенные к власти или известные и заслуженные личности (что в принципе — одно и то же). Так, «Волга» ГАЗ-24‑02 принадлежала великому актеру Юрию Никулину.

«Москвичи» — формально можно было приобрести, но являлись особым дефицитом.

Александр Новиков приобрел автомобиль в 1984 году по случаю. Дядя знакомого Новикова занимал высокую должность и получил возможность купить дефицитный универсал. Затем продал его за 22 тысячи рублей, цена которого по государству составляла 16 тысяч. Новиков вспоминает, что в Свердловске (ныне Екатеринбург) было лишь несколько личных ГАЗ-24‑02.

Предыдущий универсал ГАЗ-22 был также почти недоступен обычным гражданам. Редкими личными автомобилями обладали, опять же, «специальные» люди. У Юрия Никулина, его партнера по цирковой арене Михаила Шуйдина, поэта, драматурга и одного из авторов гимна СССР Сергея Михалкова были ГАЗ-22.

Личных «Чаек» ГАЗ-13 в Союзе не было.

Даже обычные автомобили типа «Москвич» до начала 1970-х годов являлись большой редкостью в Союзе. Несмотря на то, что формально машины были доступны, производили мало универсалов, а многие поставлялись государственным структурам. Лишь с появлением массового ВАЗ-2102 приобретение универсала стало немного проще.

ТОЛЬКО ЗАСЛУЖИТЬ

После того, как в 1960 году прекратили выпуск большого семиместного седана ГАЗ-12 «ЗИМ», приобрести советский представительский автомобиль стало невозможно ни для кого, ни за какие деньги.

Доступ к лимузинам ЗИЛ, предназначенным исключительно для высших руководителей страны, был не единственным престижем. Этим же статусом пользовались и «Чаи» ГАЗ-13, а также ГАЗ-14. Долгое время службы без нареканий в высоких государственных или партийных структурах служило залогом получения такой машины.

Водители автомобилей марки «Чайка» служат представителям власти не ниже ранга министра или секретаря обкома.

Во время Советского Союза такие автомобили использовались исключительно для служб. Никто из пассажиров «Чайки» даже подумать не мог о том, чтобы попросить кого-то продать ему такую машину.

Законно сочетающиеся супруги имели возможность воспользоваться услугами автомобилей «Чайка» или даже старого, снятого с эксплуатации, ЗИЛ-111, находящегося в привилегированном гараже. В крупных городах молодожены могли заказать такую машину вместе с водителем.

В начале 1980-х годов появилась «непродажная» Волга. Если купить ГАЗ-24 было сложно, то ГАЗ-24-02 очень сложно, а ГАЗ-3102 попросту невозможно. Машины предназначали чиновникам среднего звена — секретарям райкомов, директорам некоторых крупных и важных заводов. На заводе ГАЗ эту Волгу прозвали «генеральской».

Автомобили марки «Волга» модели ГАЗ-3102 не реализовывались частным покупателям, по крайней мере, официально.

Запретный плод, как известно, всегда сладок. Недоступность ГАЗ-3102 усиливала впечатление от нового дизайна кузова и салона, делая эту «Волгу» особенно желанной – несбыточной мечтой для многих советских граждан.

В сообществах любителей автомобилей ходили разговоры о персональных автомобилях ГАЗ-3102 у космонавтов и других высокопоставленных лиц, но никто не приводил доказательств.

В ПЕРЕВОДЕ С ИНОСТРАННОГО

Продажа легковых иностранных автомобилей гражданам Союза была запрещена. В страну не ввозились даже машины производства социалистических стран. Исключение составляли редкие автомобили, которые появлялись на государственных предприятиях, в милиции и некоторых управленческих гаражах.

Частный Mercedes-Benz времен СССР.

Иногда деятели искусства получали разрешение купить автомобиль за рубежом и привезти его в СССР. Завоз автомобилей частными лицами, по официальной информации, составлял не более нескольких тысяч ежегодно. Новые машины перевозили десятками.

У советских людей все же были личные иномарки. Через Управления делами дипкорпуса их продавали иностранные дипломаты, журналисты, бизнесмены, покидающие Союз. Но и эти автомобили реализовывались государственными структурами, выдающими разрешения на покупку очередного запретного плода.

Самые качественные модели доставались «своим», то есть лицам, занимающим высокие должности или имевшим известность в культурной сфере. Автомобили попроще или с мелкими неисправностями, которые умельцы могли починить, продавали простым людям по разрешениям, получаемым при уплате небольшого взятки.

Купить новый ГАЗ-69 удавалось крайне редко.

Только автомашины, оставшиеся незатребованными из-за изношенности или плохого состояния, были доступны для покупки без затруднений.

НЕТ БЕЗДОРОЖЬЮ!

Много лет простые советские люди испытывали трудности с передвижением по ухабистым дорогам, так как у большинства из них не было подходящих транспортных средств.

В конце 1950-х годов выпускались популярные полноприводные версии обычных легковых машин: седан «Москвич-410» и универсал, а также ГАЗ-М72 на базе «Победы». Производство этих машин было недолгим и в масштабах огромной страны — ограниченным.

Эксклюзивный УАЗ-469 писателя Михаила Шолохова.

Прежде чем появилось производство ЛуАЗ-969 (полноприводным стало лишь в 1971 году, до этого собирали «временные» переднеприводные машины), а потом «Нивы» ВАЗ-2121, внедорожники для обычных граждан были практически недоступны. Ни ГАЗ-69, ни УАЗ-469 в свободную продажу не поступали до конца 1980‑х годов. Даже списанный из какой-нибудь госструктуры или из колхоза автомобиль купить удавалось только отдельным счастливчикам по специальным разрешениям.

И здесь, разумеется, имелись исключения. Самым известным считается автомобиль «козлик», принадлежавший знаменитому писателю Михаилу Шолохову и сейчас находящийся в его музее. У него был ГАЗ-69, а затем УАЗ-469. Причем, 469‑й отличался особыми сиденьями и жесткой крышей. Таких машин тогда не выпускали серийно. В правой части ветрового стекла эксклюзивного «уазика» сделали сдвижное окно для охоты, которой увлекался Шолохов.

С конца 1980-х годов всё, ранее недоступное для покупки, стало таковым. Не только УАЗ и «генеральская» «Волга». В частные руки поступали и ранее совершенно непри Obtainable “Чайки” и ЗИЛы. Конечно же, не новые. Для приобретения таких раритетов требовались не только большие деньги, но и… связи. В этом смысле мало что изменилось…