Автомобили, недоступные для покупки в СССР.
В СССР существовал лишь колхозный рынок для продажи продуктов, а также чёрный — незаконный. В отношении автомобилей ситуация была сложной: дефицит был постоянным, да ещё и доступ к покупке некоторых моделей был закрыт. Некоторые всё же находили способ приобрести их…
ДОЛОЙ КОММЕРЦИЮ
Революция 1917 года приватизировала средства производства. Определение было всегда неопределённым, но для автомобилей — чётко. А то, что сейчас называют коммерческими автомобилями — грузовики и автобусы — частным лицам не продавали ни за какие деньги.
Советская история помнит лишь одно исключение: в 1930-х известный писатель Михаил Пришвин некоторое время владел грузовиком ГАЗ-АА. Писатель, купивший машину у издательства, уже сильно изношенной, на перевозку грузов не рассчитывал. В кузов установили будку, и машина стала напоминать дом на колесах. Пришвин пользовался ею для выездов на охоту.
Даже фургоны и пикапы на базе «Москвичей» и «Волг» не продавались частным лицам. Спрос на такие машины у советских граждан был невелик. Возможно, сельчане хотели бы иметь автомобиль для перевозки продуктов на колхозный рынок. В городах фургоны и пикапы могли заинтересовать строителей дач и ремонтников квартир, хотя их деятельность была незаконной. В условиях острого дефицита автомобилей некоторые были бы рады даже легковому грузовику.
Так же, как маленький грузовик в Союзе нельзя было купить, так и микроавтобус УАЗ или РАФ. Поэтому многодетные семьи могли рассчитывать только на пятиместный автомобиль. Правда, в 1970-х годах в Союзе появилась семиместная легковая машина (ЗИМ 1950-х годов, конечно, не считаем). Но с «Волгой» ГАЗ-24-02 всё было очень непросто.
НЕЛЬЗЯ, НО МОЖНО
«Волга»-универсал давала задним пассажирам невысокий комфорт, зато вмещала семь человек. С сложенными сиденьями она могла перевозить около полутора кубометров груза. ГАЗ-24‑02 был практически недоступен. Несмотря на высокую для большинства граждан государственную цену: в 1970‑х — 12 тысяч рублей, при том, что «Волга» ГАЗ-24 стоила тоже недешево — 9 тысяч.
Магазин «Березка» продавал редкие универсалы за чеки, получаемые при сдачи валюты. Доступ к нужной сумме имели только те, кто не просто долго, но и на высоких должностях трудился за рубежом. Граждане ГАЗ-24‑02 могли приобрести лишь приближенные к власти или известные и заслуженные личности (что в принципе — одно и то же). Так, «Волга» ГАЗ-24‑02 принадлежала великому актеру Юрию Никулину.
Александр Новиков приобрел автомобиль в 1984 году по случаю. Дядя знакомого Новикова занимал высокую должность и получил возможность купить дефицитный универсал. Затем продал его за 22 тысячи рублей, цена которого по государству составляла 16 тысяч. Новиков вспоминает, что в Свердловске (ныне Екатеринбург) было лишь несколько личных ГАЗ-24‑02.
Предыдущий универсал ГАЗ-22 был также почти недоступен обычным гражданам. Редкими личными автомобилями обладали, опять же, «специальные» люди. У Юрия Никулина, его партнера по цирковой арене Михаила Шуйдина, поэта, драматурга и одного из авторов гимна СССР Сергея Михалкова были ГАЗ-22.
Даже обычные автомобили типа «Москвич» до начала 1970-х годов являлись большой редкостью в Союзе. Несмотря на то, что формально машины были доступны, производили мало универсалов, а многие поставлялись государственным структурам. Лишь с появлением массового ВАЗ-2102 приобретение универсала стало немного проще.
ТОЛЬКО ЗАСЛУЖИТЬ
После того, как в 1960 году прекратили выпуск большого семиместного седана ГАЗ-12 «ЗИМ», приобрести советский представительский автомобиль стало невозможно ни для кого, ни за какие деньги.
Доступ к лимузинам ЗИЛ, предназначенным исключительно для высших руководителей страны, был не единственным престижем. Этим же статусом пользовались и «Чаи» ГАЗ-13, а также ГАЗ-14. Долгое время службы без нареканий в высоких государственных или партийных структурах служило залогом получения такой машины.
Во время Советского Союза такие автомобили использовались исключительно для служб. Никто из пассажиров «Чайки» даже подумать не мог о том, чтобы попросить кого-то продать ему такую машину.
Законно сочетающиеся супруги имели возможность воспользоваться услугами автомобилей «Чайка» или даже старого, снятого с эксплуатации, ЗИЛ-111, находящегося в привилегированном гараже. В крупных городах молодожены могли заказать такую машину вместе с водителем.
В начале 1980-х годов появилась «непродажная» Волга. Если купить ГАЗ-24 было сложно, то ГАЗ-24-02 очень сложно, а ГАЗ-3102 попросту невозможно. Машины предназначали чиновникам среднего звена — секретарям райкомов, директорам некоторых крупных и важных заводов. На заводе ГАЗ эту Волгу прозвали «генеральской».
Запретный плод, как известно, всегда сладок. Недоступность ГАЗ-3102 усиливала впечатление от нового дизайна кузова и салона, делая эту «Волгу» особенно желанной – несбыточной мечтой для многих советских граждан.
В сообществах любителей автомобилей ходили разговоры о персональных автомобилях ГАЗ-3102 у космонавтов и других высокопоставленных лиц, но никто не приводил доказательств.
В ПЕРЕВОДЕ С ИНОСТРАННОГО
Продажа легковых иностранных автомобилей гражданам Союза была запрещена. В страну не ввозились даже машины производства социалистических стран. Исключение составляли редкие автомобили, которые появлялись на государственных предприятиях, в милиции и некоторых управленческих гаражах.
Иногда деятели искусства получали разрешение купить автомобиль за рубежом и привезти его в СССР. Завоз автомобилей частными лицами, по официальной информации, составлял не более нескольких тысяч ежегодно. Новые машины перевозили десятками.
У советских людей все же были личные иномарки. Через Управления делами дипкорпуса их продавали иностранные дипломаты, журналисты, бизнесмены, покидающие Союз. Но и эти автомобили реализовывались государственными структурами, выдающими разрешения на покупку очередного запретного плода.
Самые качественные модели доставались «своим», то есть лицам, занимающим высокие должности или имевшим известность в культурной сфере. Автомобили попроще или с мелкими неисправностями, которые умельцы могли починить, продавали простым людям по разрешениям, получаемым при уплате небольшого взятки.
Только автомашины, оставшиеся незатребованными из-за изношенности или плохого состояния, были доступны для покупки без затруднений.
НЕТ БЕЗДОРОЖЬЮ!
Много лет простые советские люди испытывали трудности с передвижением по ухабистым дорогам, так как у большинства из них не было подходящих транспортных средств.
В конце 1950-х годов выпускались популярные полноприводные версии обычных легковых машин: седан «Москвич-410» и универсал, а также ГАЗ-М72 на базе «Победы». Производство этих машин было недолгим и в масштабах огромной страны — ограниченным.
Прежде чем появилось производство ЛуАЗ-969 (полноприводным стало лишь в 1971 году, до этого собирали «временные» переднеприводные машины), а потом «Нивы» ВАЗ-2121, внедорожники для обычных граждан были практически недоступны. Ни ГАЗ-69, ни УАЗ-469 в свободную продажу не поступали до конца 1980‑х годов. Даже списанный из какой-нибудь госструктуры или из колхоза автомобиль купить удавалось только отдельным счастливчикам по специальным разрешениям.
И здесь, разумеется, имелись исключения. Самым известным считается автомобиль «козлик», принадлежавший знаменитому писателю Михаилу Шолохову и сейчас находящийся в его музее. У него был ГАЗ-69, а затем УАЗ-469. Причем, 469‑й отличался особыми сиденьями и жесткой крышей. Таких машин тогда не выпускали серийно. В правой части ветрового стекла эксклюзивного «уазика» сделали сдвижное окно для охоты, которой увлекался Шолохов.
С конца 1980-х годов всё, ранее недоступное для покупки, стало таковым. Не только УАЗ и «генеральская» «Волга». В частные руки поступали и ранее совершенно непри Obtainable “Чайки” и ЗИЛы. Конечно же, не новые. Для приобретения таких раритетов требовались не только большие деньги, но и… связи. В этом смысле мало что изменилось…