Автомобили из Ирана: стоит ли их ждать в России?
Санкционное давление на Россию невольно расширяет наши познания об автопроме «дружественных» стран
Кто, к примеру, еще год назад всерьез мог задумываться о приобретении автомобилей, изготовленных в Персии… – простите, в Иране? Однако же небеса распорядились по-своему. Более того, многие эксперты намекают на то, что российский автопром может свернуть на иранский путь развития! Если вдуматься, то что-то общее действительно просматривается. У наших стран много нефти, мы хотим иметь свой автопром и, при этом, постоянно находимся под санкциями.
О производстве автомобилей в Иране можно судить согласно инфографике агентства «Автостат». Но нас, конечно же, больше интересует вопрос о возможных поставках иранских автомобилей в Россию. Конечно, смущает то обстоятельство, что даже Сирия и Ирак от иранских машин вроде бы отказались, но… мало ли, у кого какие запросы.
Идея привлечения иранских автомобилестроителей к проектам развития промышленности в России была высказана этим летом на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ). Причем речь шла не только о поставках машин, но и о создании совместных платформ для выпуска легковых автомобилей для различных рынков. Иран активно развивает экспорт и поставляет свои машины во многие страны Африки и Азии, в том числе в Казахстан, Грузию, Белоруссию, Туркмению, в Азербайджан. Объем экспорта при этом может достигнуть 1 млн машин. Неудивительно, что иранское правительство внимательно следит за развитием ситуации в России и предлагает ряд совместных проектов. Правда, никаких конкретных договоров заключено не было. Дальнейшее обсуждение возможного сотрудничества может состояться непосредственно в столице Ирана.
Любопытные слухи роятся вокруг тройственного союза России, Ирана и Турции. У такой автомобильной коалиции могла бы сложиться очень занятная перспектива, но надежда на Турцию при этом очень слабая. Если Ирану, который ходит под санкциями уже лет сорок, на них давно уже, извините, наплевать, как и России, то турки явно не готовы рушить свои отношения с Европой. Поэтому логичнее рассчитывать только на ирано-российский дуэт. Не случайно в кулуарах обсуждаются автомобильные проекты на свободных промышленных площадках российских компаний, в том числе в Набережных Челнах и Елабуге. Там иранцы могут выпускать свои модели под брендами «Волга» и «Победа», а затем перейти на изготовление одной из совместных моделей, которая будет разрабатываться вместе с нами. Трудно сказать, чего в таком шаге больше – техники или политики. Пожалуй, все-таки политики: ведь ничего выдающегося иранский автопром все-таки не предлагает. А завод «Москвич» вроде бы открестился от пришествия иранцев на свой конвейер.
И все же иранские машины могут прикатить в Россию. Пожалуй, наиболее вероятным можно считать продукцию крупнейшей автомобилестроительной компании Исламской Республики Iran Khodro (IKCO). Это уже не первая их попытка обосноваться в РФ – прежние были не ахти какими успешными. Но шансы все же есть – ведь по сути это несколько устаревшие «пыжики» с электронными прибамбасами, которых нам сегодня не хватает. В нулевые годы у нас оказалось порядка 12 тысяч седанов Иран Ходро Саманд, некоторые из которых катаются до сих пор. Поставки Самандов в 2010 году были прекращены из-за несоответствия их двигателей введенным нормам Евро-4, но сегодня нам, как известно, не до экологии. Позднее помешали антииранские санкции Запада, но и эта тема сегодня для нас не в тренде.
Основным моментом, который может сделать приход иранских автомобилей в Россию реальным, может стать так называемая геополитическая составляющая, в 2022 году перевешивающая все прочие факторы. Нашей стране необходимо обрести полную свободу как от Запада, так и от их восточных приспешников. Поэтому, с политической точки зрения, сотрудничество с иранским автопромом на взаимовыгодных условиях может обрести поддержку на государственном уровне.