Автомобили FAW: сборка и новинки для России — репортаж с завода в Циндао

Старейшая китайская автомобильная компания дорабатывает семейство среднетоннажников Tiger, добавив к дизельным версиям газовый, электрический и гибридный варианты грузовиков. Информация о появлении этих модификаций в России прозвучала на глобальной дилерской конференции FAW Trucks в Циндао.
Компания FAW Trucks реализовала в 2023 году 192 771 грузовик, заняв второе место среди китайских производителей. Отставание от лидера составляет порядка 30 тысяч машин. На локальном рынке Поднебесной, где ежегодно продается 4,3 миллиона коммерческих автомобилей, этот разрыв незначителен.

Продажи грузовиков с черным овалом на эмблеме за первые семь месяцев 2024 года составили 168 269 единиц. Руководители компании FAW Trucks признали 2024 год успешным, отметив увеличение продаж на 7,4 %, в том числе экспорта более чем на 60 000 автомобилей.

В 2025 году FAW Trucks намерена продать 330 000 автомобилей, 80 тысяч из которых будут направлены на экспорт (24 % от общего объема). В прошлом году дилерская сеть компании расширилась за счёт семи новых стран и насчитывает в общей сложности 276 дистрибьюторов и партнеров. Продукция FAW продается в 88 регионах мира, а созданная маркетинговая сеть охватывает Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку, Среднюю Азию, Россию, Юго-Восточную Азию, Австралию и Новую Зеландию.

Стратегия развития грузового направления FAW до 2030 года ставит перед собой амбициозные задачи. Главная цель — стать самым уважаемым мировым брендом коммерческих автомобилей. Решение этой задачи предполагает расширение производств, адаптацию к местным рынкам, внедрение передовых технологий и сотрудничество с ведущими мировыми экспертами.

Среди высокотехнологичных товаров особый интерес вызывают новые модели среднего класса из семейства грузовиков Tiger, которые помимо дизельных и работающих на метане, доступны также в электрических и гибридных вариантах.

ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ
В многих странах первоначальный интерес к электромобилям быстро снижается. Однако в КНР грузовики на электрической тяге становятся выгодными приобретениями. В Китае очень дешевая электроэнергия, и если литр дизельного топлива стоит 8 мау (0,1 юаня), то 1 кВт электроэнергии — 3 мау. Электрогрузовик грузоподъемностью в 3–4 тонны имеет запас хода 250–300 км, что достаточно для городской развозки. Развивается и инфраструктура: в стране построено 12,8 млн зарядных станций и 4443 поста замены аккумуляторов, образующих крупнейшую в мире сеть зарядки.
При среднем пробеге 150–200 тысяч километров владелец электротрака может сэкономить на затратах до пятидесяти тысяч юаней по сравнению с дизельным грузовиком. Электрический грузовик недешевый. Но благодаря небольшим расходам разница в цене между «батарейной» и дизельной версиями окупается за два года.
В автопарке Китая доля электрических грузовиков уже превысила 15 %. Электрический автомобиль прост в конструкции и технологически более совершенен в производстве по сравнению с дизельным аналогом. Например, силовая линия электромобиля Tiger 6G состоит из батареи емкостью 120 кВт, инвертора и электромотора мощностью 185 киловатт, интегрированного в задний мост.

Электромобили вытесняют машины с двигателями внутреннего сгорания из-за своей экологичности. В Китае автомобили без вредных выбросов ездят с номерами зеленого цвета. Правительство поощряет рост парка таких машин. Например, в Циндао «зеленым» машинам предоставлено право проезда по автобусной полосе. Владельцы электромобилей не оплачивают транспортный налог.

В автопарке Китая есть грузовики с гибридными двигателями. BYD является технологическим лидером в этом сегменте, реализовав более 300 тысяч гибридных автомобилей, включая легковые, в 2023 году. Инженеры FAW Trucks уверены, что могут стать лидерами этого рынка.
Участникам конференции продемонстрировали подключаемый гибридный грузовик Tiger 6G PS, сочетающий достоинства дизельных и электрических моделей. Гибрид PHEV с колесной базой 3300 мм оснащён 2,2-литровым дизелем СА4D81 мощностью 140 л.с. и электродвигателем Lvkon EM031M18 (50 кВт номинально, 104 кВт пиковое). Коробка передач — бесступенчатый вариатор CVT.

Запас хода на электротяге до 80 километров обеспечивает аккумулятор емкостью 38 кВтч. Возможность зарядки от обычной розетки заметно снижает расходы. Производитель утверждает экономию топлива до 25% в городском режиме. Электропривод имеет также компрессор кондиционера и насос гидроусилителя руля.
Шасси отличается установкой барабанных тормозов с клиновым разжимным механизмом на задней оси: это экономит место (гибрид компоновался очень плотно) и ускоряет реакцию на торможение. Машину с различными вариантами надстроек можно адаптировать под любые потребности бизнеса.

В России гибриды FAW Tiger не поставляются и не продаются, несмотря на то что это электрические среднетоннажники с чёрным овалом на эмблеме. Тем не менее, по мнению генерального директора ООО «Смарт Тракс» Тимура Шамсутдинова, в будущем возможны премьеры. Эксперт рассматривает рост интереса к электротранспорту для коммерческих нужд в России и активность конкурентов.
ВЫ ЛЮБИТЕ «ТИГРОВ»?
А вот дизельные Tiger 6G в России активно продаются С осени 2024 года эксклюзивным дистрибьютором модели станет компания «Смарт Тракс». Отечественные перевозчики смогут приобрести машины полной массой 9 и 12 тонн, оснащенные 3,8-литровым двигателем FAW DE мощностью 160 и 180 л. с. Соответственно. Силовой агрегат разработан на базе двигателя марки Deutz. Коробка передач — 6-ступенчатый агрегат Wangliyang.

Автомобили оборудованы современной просторной кабиной с большим спальным местом и эргономичным рабочим местом. Цифровая панель приборов и дополнительный 10-дюймовый дисплей обеспечивают комфортную работу. Яркие LED-фары, великолепная обзорность из водительского кресла, зеркала заднего вида и камера с датчиками парктроника делают автомобиль самым безопасным в классе. Легкое шасси, специально спроектированное для работы в условиях ограниченной грузоподъемности, обеспечивает владельцу максимальную легальную грузоподъемность.
В Циндао на конференции участникам показали новый вариант девятитонного шасси. Вероятно, в скором времени его также покажут в России.

Кабина шестого поколения, светодиодные фары, автоматическое управление светом, водительское кресло с регулируемой поясничной поддержкой, подогревом и вентиляцией, 10-дюймовый сенсорный экран. Передняя ось оборудована дисковыми тормозами, что нетипично для китайских машин. Это прогресс! Задняя подвеска имеет стабилизатор поперечной устойчивости, уменьшающий крен в поворотах. Помимо двигателя FAW DE предлагается силовой агрегат — 3,8-литровый Cummins (154 л. с., 500 Нм) и 6-ступенчатая механическая коробка Eaton. Для водителя доступны продвинутые электронные ассистенты, в частности, ASR и ESP, что важно для российских условий. В будущем машины будут оснащены автономным подогревателем, утеплением кабины и учтены пожелания перевозчиков.

МЕЧТА ДАЛЬНОБОЙЩИКА
Модель J7 является флагманом линейки FAW Trucks. С 2023 года в России доступны двух- и трехосные версии этой модели, успешно продающиеся вместе с предшественником JH6, известным под брендом Oryx. На выставке «Достижения китайского грузового автопрома», прошедшей в рамках конференции, представили магистральные тягачи для российского рынка.

Модификация J7 Eagle с высокой кабиной спроектирована по европейским стандартам. Производитель предлагает три варианта комплектации: «Бизнес-класс», «Первый класс» и «Семейная». Кабина первого класса оснащена умывальником, а спальное место шире, чем в стандартном исполнении. «Семейная» кабина — это пик комфорта для дальнобойщиков по китайским меркам. Здесь можно принимать душ, готовить еду, а для отдыха предусмотрен двуспальный диван. Это предусмотрено для тех случаев, когда дальнобойщик отправляется в рейс всей семьей. В Китае магистральные перевозки — это семейный бизнес, и такая комфортная кабина дает супругам ощущение домашнего очага.

Китайская техника пока не дотягивает до американских Freightliner и Peterbilt, но развивается стремительно. FAW Trucks с долгосрочной инвестиционной стратегией является частью этого развития. По моему мнению так.

СОВРЕМЕННЫЙ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ
В промышленном районе Цзимо, возле города Циндао, находится завод FAW Jiefang Qingdao Automobile. Первая очередь предприятия начала работать в 2014 году, а вторая — в 2021-м. Инвестиции в завод полного цикла производства грузовиков составили почти 43 миллиарда юаней. Предприятие считается одним из самых современных в Китае. Основная продукция — шасси моделей J5, J6, J6F, JH6 и Tiger 6G.

Из миллиметровой стальной полосы штампуются детали кабины. Представители завода отмечают, что к качеству металла предъявляют особые, самые серьезные требования. Работники предприятия гордятся сварочным участком с тремя линиями, оборудование которого настроено на производство кабин различных моделей. Полторы сотни роботов марки ABB ловко манипулируя панелями, превращают их в кабины. Здесь высокая точность позиционирования деталей сочетается со скоростью процесса, позволяющей за 2,16 минуты из отдельных панелей собрать пазл кабины. Весь процесс сварки контролируется и в визуальном, и в цифровом формате, но выборочно для особой ревизии кабины отправляются в измерительный зал, где их геометрия тщательно проверяется. Далее — катафорезная обработка, сушка и отправка в окрасочную камеру, в которой роботы, равномерно распылив краску, делают кабины по-настоящему красивыми.

В ответ на вопрос о качестве инженер цеха пожал плечами: «Окраска кабины грузовика ничем не отличается от процесса, через который проходит кузов легкового автомобиля. Здесь мы используем технологию окраски Toyota восьмого поколения». Действительно так, и после окраски все кабины проходят через световой тоннель, где огрехи, если есть, не скроются от строгих инспекторов. Для грузовиков производства FAW важен не только внешний лоск и стойкость к коррозии. Рамы, изготовленные здесь же, с точностью штамповки до 0,3 мм, проходят специальную процедуру окраски. FAW первым реализовал процесс полной окраски шасси. Две окрасочные и четыре сушильные камеры позволяют нанести на шасси второй слой краски, причем это первая китайская низкотемпературная технология окрашивания при температуре 55 градусов. оШасси выдерживает воздействие солевого тумана в течение 1000 часов.
В цехах FAW Jiefang Qingdao Automobile легко забыть, что это завод грузовиков. Логистика подачи деталей и узлов идеально отлажена и автоматизирована. Роботы-доставщики курсируют по залу, манипуляторы подают колеса, гайковерты с программным управлением закручивают каждую гайку с точностью до момента. Длинные сборочные конвейеры непрерывно движутся, но без суеты работников. Даже заливка технических жидкостей происходит по принципу цифровизации: сканирование кода модели позволяет системе получить данные о необходимом объёме конкретной жидкости.
Подписка на рассылку материалов Автопарка