Автомобили для мобилизации: требования к транспортным средствам
В России частичная мобилизация вызвала беспокойство среди автовладельцев. Некоторые опасаются, что их машины могут быть изъяты для военных целей. Насколько обоснованы эти страхи?
Слухи о возможной мобилизации полноприводных и легких коммерческих автомобилей вызвали волнения среди россиян. Разжигание паники усилилось распространением непроверенной информации на интернет-сайтах и в социальных сетях. Разграничить правду от вымысла для обывателя представляется сложным делом, поэтому мы постарались разобраться во всем и прояснить ситуацию. Какие автомобили годятся для службы в армии? Когда это случится, и какие действия должны предпринять автолюбители при мобилизации транспортных средств.
Так было в СССР
В СССР на уровне обывателя было общеизвестно: в случае войны личные «Нивы», «Газики», «Уазики» и любые другие автомобили с полным приводом отберут для Вооруженных Сил. В реальности такая ситуация могла случиться – во всех военкоматах были учтены подобные транспортные средства. Владельцы понимали, что в случае необходимости придется отдать движимое имущество государству.
В перечень подлежащих «призыву» при определенных обстоятельствах входили не только легковые и легкие коммерческие автомобили, но и мотоциклы. Военкоматы вели учет всех частных «Уралов» и ИЖей с коляской, а также их зарубежных аналогов. Однако изъятие мопедов, мокиков, велосипедов и самокатов не грозило никому из владельцев. На «Верховине» или «Риге» вне асфальта далеко не уедешь, а предполагалась езда прежде всего вне дорог. Связистам, посыльным, разведчикам и прочим армейским специалистам нужен был транспорт брутальнее и надежнее.
Вопросы о порядке возвращения и компенсации за личный транспорт в армию Советского Союза не поднимались даже в обычных разговорах. Считалось, что машину либо вернут, либо она погибнет во время войны и будет списана как боевая потеря. Действовало правило ленд-лиза: уничтоженное возврату не подлежит, а уцелевшее едет обратно к владельцу.
Предполагалось, что личный транспорт могут конфисковать только во время боевых действий на территории СССР. В случае войны за пределами советского государства такой вариант не рассматривался. К примеру, ввод ограниченного контингента войск в Афганистан проходил без изъятия личных автомобилей граждан СССР. С 1979 по 1989 год потребность в легковых машинах у частных лиц оставалась незамеченной – Министерство обороны покрывало свои нужды за свой счет, имея множество баз хранения вооружения и техники.
Сегодня в России
Популярные предположения не соответствуют действительности. В конце 90-х был издан Указ Президента РФ от 2 октября 1998 года №1175 «Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности», где прописаны все существенные моменты. Спустя несколько лет вышел приказ Министра обороны РФ от 14 марта 2014 года №151 «Об утверждении перечня транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям, и Порядка учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям».

Частные лица привлекаются к военно-транспортной обязанности в последнюю очередь. До этого мобилизуют транспортное имущество у государственных структур и организаций. Войскам автомобили требуются прежде всего у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов самоуправления. В эту волну попадают организации всех форм собственности, имеющие на балансе транспортные средства нужных категорий: аэропорты, АЗС, базы временного хранения ГСМ, морские и речные порты и так далее.
Обратимся к сути. Часто путают два термина: мобилизация и частичная мобилизация. При первой почти всегда требуется мобилизовать транспорт, при второй – маловероятно. Откровенно говоря, опасения по поводу изъятия личного транспорта во время проведения специальной военной операции российскими Вооружёнными Силами на территории Украины не обоснованы.
С юридической точки зрения СВО, как и контртеррористическая операция, не является войной, поэтому законом не предусмотрена передача личного транспорта военным.
Это крайняя мера, которая возможна только в исключительных ситуациях. В Вооруженных Силах РФ достаточное количество собственного транспорта. Изъять машины просто потому, что «так положено», никто не собирается во время проведения СВО.
В рамках Указа Президента РФ о частичной мобилизации пока не идет речи об изъятии личного транспорта. В теории это возможно при особом распоряжении, но тогда речь пойдет не обо всех автомобилях, а только о машинах категории M1G и N1G. Информация о категории транспортного средства указана в свидетельстве о регистрации. Владельцам таких автомобилей сообщат, когда и куда нужно привести машину, но пока этого не требуется в рамках частичной мобилизации.
Типы техники, подлежащие мобилизации.
Категория M1G – это автомобили категории М1 с полным приводом, предназначенные для перевозки пассажиров (помимо водителя), вмещающие до восьми человек. Приставка G свидетельствует о внедорожных возможностях этих транспортных средств.
В случае мобилизации под категорию M1G попадают не только полноприводные, но и моноприводные автомобили с возможностью синхронного привода. Автомобили должны иметь блокировку межосевого дифференциала, дорожный просвет под передним и задним мостом не менее 180 мм, расстояние между днищем и уровнем дороги под центральной частью не менее 200 мм, короткие передние и задние свесы, угол въезда не менее 25° и угол съезда 20° и более.

Lada Niva Legend, Chevrolet Niva, Toyota Land Cruiser Prado, Mitsubishi Outlander и подобные модели входят в когорту M1G. Однако мало вероятно, что эти автомобили выстроились в армейский строй по первому зову. Перечисленные в Приложении-1 к приказу Министра обороны РФ от 14 марта 2014 года №151 отечественные внедорожники отправятся на призывной пункт в первую очередь: УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 (UAZ Patriot) и др.
Техника из группы N1 в военкомат передавать не нужно. А вот с маркировкой N1G всё иначе: это автомобили весом до трёх с половиной тонн, которые перевозили грузы и обладают полным приводом.
В случае необходимости в войска отправятся личные внедорожники, такие как «Уазики», «Соболя» и тяжелые автомобили с полным приводом. Владельцам компактных кроссоверов и обычных легковых автомобилей беспокоиться не стоит. Даже самые популярные модели «ГАЗели» – наши славные «полуторки» – не будут первыми кандидатами на мобилизацию. Транспортные средства категорий М2 и М3 для перевозки от 8 до 22 пассажиров, обладающие полной массой свыше 5 тонн, могут понадобиться наряду с автобусами. Также может потребоваться тракторная и прицепная техника, но сейчас говорить об этом не приходится. Мобилизации подлежат грузовики (категория N) и прицепная техника грузоподъемностью 0,75-10 т (категория О). Проще говоря, садовые и дачные прицепы «призывать» никто не будет. Всего категорий транспортной мобилизации пять, но забивать себе голову этим не нужно.
Какое транспортное оборудование требуется войскам?
В первую очередь по мобилизации могут быть «призваны» бронеавтомобили, амфибии, гусеничные вездеходы, транспортеры-тягачи, снегоболотоходы, квадроциклы и подобная техника для бездорожья. В списке есть строительная техника, но большинство граждан таковым не владеют.
Даже владельцам подходящего транспорта сейчас не стоит беспокоиться и действовать импульсивно. В настоящее время и в обозримом будущем не проводится мобилизации транспортных средств.
В случае необходимости изъятия транспорта для нужд армии владельцам будет назначена компенсация по установленному порядку. Пока официальных документов о транспортной мобилизации не принято, обсуждать это больше нечего!
За нарушение правил транспортной мобилизации законом уголовная ответственность не предусмотрена. Юридическим лицам грозит штраф до 20 тысяч рублей, а физическим лицам – от трёхсот до пятисот рублей по статье 19.25 КоАП РФ. Повторю: настоящие основания для волнения вокруг транспортной мобилизации отсутствуют! Эта волна страхов, как внезапно возникла, так и быстро утихнет.