Автомобили для избранных: советские модели недоступные простым гражданам
Достаточно было накопить внушительную сумму, недоступную многим обывателям, но и очередь к машинам занимала месяцы, а на некоторых предприятиях — даже годы. Желание стать обладателем автомобиля заставляло людей прибегать к самым разным хитростям, иногда это приносило успех, а иногда нет.

В Советском Союзе существовали категории легковых автомобилей, доступных не для всех граждан. Иногда машины могли попадаться разными путями. Однако это было редким случаем, выходящим за рамки обычного. Но какие же это авто были? Об этом поговорим далее.
Гражданам Союза запрещалось владеть автобусами, грузовиками и спецтехникой. Это понятно. Желающих было немного. Но сегодня речь пойдёт не об этом. Советским людям также нельзя было приобретать небольшие грузовички, фургончики, пикапы и микроавтобусы.
Например, РАФ-977, УАЗ «буханка», «Москвич-430» или «Москвич-434». Транспорт считался подходящим для нелегального предпринимательства. Иногда советским гражданам выдавали разрешение купить старый микроавтобус, выведенный из эксплуатации каким-либо предприятием. Получить его было сложно, а техническое состояние таких машин обычно было низким.
Универсалы, в отличие от микроавтобусов и фургончиков, в советское время продавались простым гражданам, но очень ограниченно. Получить их было непросто. Многие люди, особенно дачники, желали иметь ГАЗ-22 «Волга», ГАЗ-24-02 или «Москвич-426». Но приобрести новые авто удавалось немногим. Поэтому, если необходим был именно универсал, приходилось искать подержанный вариант, списанный в организациях. Лишь с появлением ВАЗ-2102 ситуация улучшилась.
До выхода на рынок «Нивы» и ЛуАЗ-969 внедорожники считали специальной техникой. По этой причине владение ими обычным гражданам, кроме редких случаев, не разрешалось. ГАЗ-69 и УАЗ-469, а также «Москвич-410» или ГАЗ-72М поступали главным образом в колхозы, сельские советы, рыболовные и охотничьи организации. Их использовали и в армии. И лишь после окончания службы на благо государства такие внедорожники могли быть проданы обычному человеку.
Обычному советскому гражданину было недоступно для личного пользования государственные автомобили ЗИС, ЗИМ, «Чайка» и роскошный в то время седан ГАЗ-3102. На таких машинах ездили только представители правительства и чиновники, не все. Простой человек долгое время не мог приобрести такие машины даже в состоянии сильной эксплуатации. Только в 1980-е годы из партийных гаражей начали продавать гражданам потрёпанные лимузины.
В Советском Союзе отношение к иностранным автомобилям было нестабильным. Многие известные политические деятели, спортсмены и артисты владели такими автомобилями. Не существовало прямого запрета на покупку подобных машин. Однако для ввоза иностранной иномарки требовалось разрешение властей. К тому же цена таких автомобилей была очень высокой. Из-за этого обычные люди практически не могли позволить себе купить автомобиль такого типа. В то же время многие знаменитости легко приобретали себе не только модели из социалистических стран, но и роскошные Mercedes Benz, BMW, Buick и другие марки. Небольшое количество советских граждан всё же могло себе позволить новую или почти новую иномарку.
После Великой Отечественной войны некоторые военные стали обладателями трофеев. Большая часть предпочла сразу сдать их государству. Те, кто оставил машины себе, часто вынуждены были от них избавиться. Ремонтировать было негде и нечем. Запчастей не было, а конструкция многих моделей была неизвестна отечественным мастерам. Кроме того, из-за границы авто привозили моряки и передовики производства, бывавшие в поездках. Купить иномарку можно было в Москве в магазине «Берёзка», если у человека есть валюта. А она была лишь у малого числа советских людей.
Продавались у нас и подержанные иномаркиНекоторые модели «Шкода» и «Татра» приобретал для служащих государственных учреждений и сотрудников правоохранительных органов. Иностранные дипломаты, бизнесмены и высокопоставленные гости также привозили такие машины в страну. Впоследствии эти автомобили, особенно аварийные, часто оказывались на свободном рынке. Продавали их через комиссионные магазины или, например, на авторынке «Южный порт» в Москве. Несмотря на плохое состояние, иномарки стоили дорого. Граждане мечтали купить хотя бы замученный Opel Kadett, а не «Москвич» или «Жигули».
Недостаточно было таких автомобилей даже для всех желающих. После покупки восстановить подобную машину мог не каждый. Всё это стоило огромных денег. По этой причине до конца 1980-х годов иномарки оставались недосягаемой мечтой для большинства жителей СССР.
Многие мальчишки в Советском Союзе мечтали о уникальных машинах-догонялках, на которых спецслужбы преследуют опасных преступников. О такой технике ходили настоящие легенды. Подобные автомобили действительно существовали. Их создавали на базе серийных моделей для глав государства, спецслужб и милиции. Многие из таких авто комплектовались более мощными двигателями, нередко – от иномарок, броней и различным специальным оборудованием. Некоторые машины делались в единственном экземпляре. Технические характеристики хранились в строжайшем секрете. Поэтому обычные люди узнавали о таких машинах лишь из различных мифов и легенд, которые зачастую были весьма далеки от истины.
Советские автолюбители стремились получить внедорожники, пикапы, универсалы и иномарки, несмотря на ограничения и запреты. За это люди готовы были пойти на многое. Деньги для покупки требовались существенные, но их найти – только начало проблемы.
Чтобы приобрести желаемую машину, использовались связи с чиновниками, продавцами автомагазинов и различные нелегальные схемы. Иногда удавалось получить автомобиль, заплатив за него значительно больше обычной цены. Но встречалось и мошенничество, когда покупатель оставался без денег и машины.
В СССР многие жители умелыми руками и подручными средствами решали проблему доступности автомобилей: переделывали имеющиеся машины в внедорожники, пикапы или другие типы транспортных средств, а также строили собственные автомобили. Некоторым самоделкам удалось получить мировую известность. Некоторые экземпляры с доработками могли бы стать современными серийными автомобилями с отличными характеристиками. СправкаРАФ-977 С 1959 по 1976 год Рижская автобусная фабрика производила микроавтобусы под маркой «Латвия», используя комплектующие от автомобиля ГАЗ-21 «Волга». Москвич-426 Советский автомобиль для перевозки грузов и пассажиров, производимый в Москве на заводе МЗМА (после этого АЗЛК) с 1967 по 1976 год.
Ранее наш портал рассказывалКакие советские машины поставлялись за рубеж? В какие страны?
Фото: pxhere.com, ru.wikipedia.org