Автоматические коробки передач на «Жигулях»: кто и с какой целью?

Изображение: img.freepik.com


Многие считают, что до модели «Гранта» АвтоВАЗ не выпускал автомобилей с автоматической коробкой передач. В действительности так и было, но сторонние организации уже много лет назад создавали двухпедальные версии тольяттинских моделей.

Наследство «Фиата»


Автоматизация началась с первых моделей «Жигулей».
Fiat 124Европейские дилеры для повышения интереса к советской продукции предложили покупателям вместо «механики» трёхступенчатый «автомат» 3L30 (TH180) от концерна GM. Его устанавливали на разные модели таких марок, как Opel, Peugeot, Chevrolet, Rover, Jaguar, Suzuki, а также на знакомый нам итальянский автомобиль.

Изображение: img.freepik.com

ВАЗ-2103 с автоматической коробкой


Благодаря идеальной совместимости с автомобилями ассортимент модифицированных моделей ВАЗ составлял: 2101, 2103, 2105, 2106, 2107. В салоне отличались только две педали и селектор режимов, а под капотом – дополнительный радиатор.


Тираж, конечно, впечатляет меньше, чем в промышленном масштабе, однако было выпущено около ста машин. Иногда эти автомобили экспортировались за пределы страны, и теперь их можно увидеть в государствах бывшего СССР.

Бесступенчатая «двенашка»


Модели ВАЗ-2108, 2109 и 21099 дорабатывали различными «самоделками», а десятому семейству уделяли больше внимания. По заказу завода центр автоматических трансмиссий МАИ в порядке эксперимента избавил хэтчбек…
ВАЗ-2112 От левой педали. Машине досталась не классическая автоматическая коробка передач. Гидромеханическую коробку передач посчитали неуместной по компоновке, поэтому в качестве трансмиссии применили бесступенчатый вариатор фирмы ZF.

Изображение: img.freepik.com

ВАЗ-2112 с вариатором на тесте «Авторевю»


Этот вариант интересен в теории, потому что вариатор может плавно регулировать передаточное отношение. Это позволяет двигателю работать как на оборотах с наивысшим крутящим моментом для улучшения динамики, так и на минимальных оборотах для лучшей экономичности.


Некоторые полагают, что вариаторы даже в современном исполнении ненадежны из-за предрасположенности агрегата к чрезмерным и резким нагрузкам. В прошлом, когда бесступенчатые трансмиссии только набирали популярность, этот недостаток был ещё более выражен. Стоимость агрегата составляла около 3000 долларов, что в совокупности с остальными расходами делало автомобиль сравнимым по цене с иностранными аналогами.

Б/у из Японии


В небольшой фирме «Айя» решили, что если не удалось установить трансмиссию от МАИ, то попробуют другую. Вскоре под капот машины десятого семейства поставили классическую автоматическую трансмиссию. Агрегат взяли проверенный с «Тойоты Короллы». Чтобы снизить стоимость, нашли решение — поставлять из Японии подержанные «автоматы» с пробегом до 50 тысяч километров. Коробка была простой, с гидравлическим управлением. Всё управление осуществлялось через трос от селектора и реле, блокирующее стартер. С двигателем трансмиссия стыковалась через пару переходных пластин. Также перенесли опору на левом лонжероне и доработали шлицы приводов, входящие в коробку.

Изображение: img.freepik.com

ВАЗ-2112 с японским «автоматом»


Несмотря на позитивную динамику, существовала одна проблема — бюрократическая. Небольшой организации не под силу было провести полноценную сертификацию автомобиля. В НАМИ соглашались выдавать сертификаты только поштучно, что предполагало личный визит каждого покупателя такой машины. Правда, продавец взял на себя расходы по оформлению документов. При этом автомобиль стоил дороже серийного на 1200 долларов, а из-за бюрократии география сбыта ограничивалась столицей.


Безусловно, попыток соединить автомобильную технику из Тольятти с автоматическими коробками передач было значительно больше. В качестве примера можно привести опыт МАИ, пытавшегося установить коробку передач ZF 4НР-22 на первый российский минивэн…
НадеждаНо и «Надежда» ушла из жизни далеко не в последний момент, а тем более её необычная двухпедальная модификация.

Изображение: img.freepik.com

Автомобиль «Гранта» оснащен автоматической коробкой передач Jatco на четыре ступени.


АвтоВАЗ неоднократно заявлял о планах по использованию автоматических трансмиссий, например, семиступенчатая роботизированная коробка от КАТЕ должна была появиться на «Ладах» ещё в 2012 году. В итоге, как известно, первой серийной моделью с автоматической трансмиссией стала…
Лада ГрантаА текущим моделям ВАЗа «Веста» и XRAY снова прочат вариатор. Но это уже, как говорится, совсем другая история…