Автоматические коробки передач на «Жигулях»: кто и для чего?
Многие считают, что до «Гранты» АвтоВАЗ не выпускал машин с автоматической трансмиссией. В действительности это так, но сторонние организации давно уже выпускали автомобили с «двухпедальной» коробкой передач на базе моделей из Тольятти.
Наследство «Фиата»
Автоматизация началась с первых моделей «Жигулей». Будь то основательно модернизированные, все же копии автомобилей… Fiat 124Чтобы повысить популярность советских товаров, европейские продавцы предложили покупателям альтернативу механической трансмиссии. Таковой стала трёхступенчатая автоматическая коробка передач 3L30 (TH180), выпускаемая концерном GM и устанавливаемая на разные модели Opel, Peugeot, Chevrolet, Rover, Jaguar, Suzuki, а также известного нам «итальянца».
ВАЗ-2103 с автоматической коробкой
Идеально подходя к автомобилям, ассортимент доработанных моделей ВАЗ составил широкий перечень: 2101, 2103, 2105, 2106 и 2107. В салоне различимы лишь две педали и селектор режимов, а под капотом – дополнительный радиатор.
Тираж, конечно, воображения не удивляет (производство не заводское), но около ста машин было выпущено. Иногда такие автомобили даже вывозили за пределы страны, и сейчас их можно встретить на территории бывшего СССР.
Бесступенчатая «двенашка»
Модели ВАЗ-2108, 2109 и 21099 подвергались доработкам от «самоделкинов», а десятому семейству уделяли больше внимания. По заказу завода центр автоматических трансмиссий МАИ в порядке эксперимента избавил хэтчбек… ВАЗ-2112От левой педали. Машине достался не классический «автомат». Гидромеханическую коробку передач сочли неуместным вариантом из-за компоновки, поэтому в качестве трансмиссии использовали бесступенчатый вариатор известной фирмы ZF.
ВАЗ-2112 с вариатором на тесте «Авторевю»
Такой вариант интересен в теории: вариатор может непрерывно и плавно изменять передаточное отношение. Это позволяет обеспечить постоянную работу двигателя как на оборотах с наивысшим крутящим моментом для лучшей динамики, так и на минимальных оборотах для лучшей экономичности.
Некоторые считают современных вариаторов ненадежными из-за их неустойчивости к большим и резким нагрузкам, что уж говорить о прошлом столетии, когда бесступенчатые трансмиссии только начинали своё развитие. Стоимость агрегата достигала около 3000 долларов, поэтому общая цена машины сравнивалась с иностранными аналогами, производимыми не кустарным способом.
Б/у из Японии
В небольшой фирме «Айя», видимо, решили: если не смог МАИ, то попробуем мы! И вскоре всё-таки установили классическую автоматическую трансмиссию под капот машины десятого семейства. Агрегат выбрали проверенный от не менее проверенной машины – «Тойоты Короллы». Помня о цене, нашли решение — поставлять из Японии подержанные «автоматы» с пробегами до 50 тысяч километров. Коробка была простой, с гидравлическим управлением. Всё управление — трос от селектора и реле, блокирующее стартер. С двигателем трансмиссия стыковалась через пару переходных пластин. Также перенесли опору на левом лонжероне и доработали шлицы приводов, входящие в коробку.
ВАЗ-2112 с японским «автоматом»
Всё складывалось благополучно, однако осталась одна проблема — бюрократическая. Маленькой организации не по силам было провести полную сертификацию автомобиля. В НАМИ согласились выдавать сертификаты только индивидуально, что подразумевало личный визит каждого покупателя такой машины. Расходы по оформлению взял на себя продавец. В этом случае автомобиль стоил дороже серийного на 1200 долларов, но из-за упомянутой бюрократии география сбыта ограничивалась столицей.
Многократно предпринимались попытки адаптировать автомобили из Тольятти к работе с автоматическими трансмиссиями. В числе прочих экспериментов был проект, реализованный МАИ: установка коробки передач ZF 4НР-22 на первый российский минивэн… НадеждаДаже «Надежда» ушла из жизни довольно поздно, а о её необычной двухпедальной модификации и говорить нечего.
Модель автомобиля «Гранта» комплектуется автоматической коробкой передач Jatco на четыре ступени.
АвтоВАЗ неоднократно заявлял о планах использования автоматических трансмиссий, например, семиступенчатая роботизированная коробка фирмы КАТЕ должна была появиться на «Ладах» ещё в 2012 году. В итоге, как мы знаем, первой серийной моделью с автоматической трансмиссией стала … Лада ГрантаСовременным автомобилям ВАЗа моделей «Веста» и ХRAY. снова прочат вариатор. Но это уже, как говорится, совсем другая история…