Автоматические коробки передач: краткое руководство.

Здесь собраны самые полезные профессиональные советы о том, как жить с автоматической коробкой передач. Описано, что можно делать с этой коробкой передач, а чего нельзя, как определить приближающийся конец её эксплуатации, возможно ли заводить машину с АКПП с буксира, как правильно эксплуатировать её зимой и многое другое. Главное – всё понятно и доступно.
1. Как проверить уровень масла в АКПП?
Для большинства автомобилей проверка уровня масла (ATF) в автоматической коробке передач производится при работающем двигателе и положении рычага выбора диапазона в положение «P». На щупе для измерения масла обычно присутствуют метки. Две верхние, а иногда единственные, соответствуют нормальному уровню прогретого до рабочей температуры (90°С) масла. Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью «Hot». Для прогрева масла в АКПП достаточно проехать 15-20 километров. После прогрева установите автомобиль на ровной площадке. Вытащите щуп, протрите его насухо, затем вставьте обратно до упора и извлеките повторно. Самое нижнее сухое место на щупе соответствует уровню масла в АКПП. Иногда присутствуют нижние метки, соответствующие уровню холодного масла, предназначенные для приблизительного определения количества залитого масла при замене. Окончательно уровень следует проверять после прогрева.
На щупе часто указано положение РВД для проверки уровня и типа масла. Автомобили Honda и Acura проверяют уровень масла при работающей температуре мотора, но когда двигатель выключен. В АКПП Mitsubishi, Proton и Hyundai уровень масла проверяется в положении «N». Учтите, речь идет о трансмиссиях, а не моделях автомобилей. Например, переднеприводные коробки от Mitsubishi можно встретить на автомобилях Chrysler и наоборот.
Если у вас автомобиль Proton или Hyundai, то уровень масла в АКПП нужно проверять в положение РВД «N». Для автомобилей Mitsubishi и Chrysler с поперечным расположением двигателя посмотрите на АКПП со стороны колеса. Если есть боковая штампованная крышка, закрепленная десятью болтами, то у Вас АКПП производства Chrysler, и проверку уровня масла следует осуществлять при установке РВД в положение «P». Отсутствие такой крышки говорит о том, что на Вашем автомобиле установлена АКПП фирмы Mitsubishi, и уровень масла следует проверять при установке РВД в положение «N». Также в положение «N» РВД проверяется уровень на автомобилях Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП производства фирмы Chrysler. Но на некоторых моделях этих автомобилей установлены АКПП фирмы Aisin Warner, в которых уровень масла следует проверять в положение РВД «P».
Чтобы определить тип коробки, установленной на Вашем автомобиле, можно воспользоваться следующим способом: АКПП фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, щуповая труба приварена прямо к поддону сбоку, а в задней части поддона имеется сливная пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler поддон почти квадратный, щуповая труба установлена в картере коробки и сливной пробки нет.
Проверку уровня масла в АКПП автомобилей VW, Audi с трехваладными коробками проводят при установке РВД в положение «N». В некоторых АКПП вместо щупа в картере имеется контрольная пробка. Недостаток такого решения – необходимость ставить автомобиль на «яму» или поднимать на подъемнике для проверки уровня масла. Однако, никогда не перельете масла в АКПП, что важно. Такой способ предусмотрено в АКПП фирмы ZF, которые устанавливаются на автомобили BMW. На BMW с пятискоростными коробками эта же пробка служит и для заливки масла. В целях безопасности контроль уровня производится при чуть теплом масле. Такая процедура проверки характерна для европейских автомобилей. У «американцев» такая проверка встречается только в АКПП 4T40E. Есть АКПП, у которой вообще не предусмотрено устройств для определения уровня масла – это трансмиссия Mercedes 722.6, устанавливаемая на большинство автомобилей марки. Емкость заливки масла соединена с масляным поддоном через перепускной клапан, поддерживающий требуемый уровень масла в поддоне. Поэтому уровень залитого масла не играет такой роли, как для других трансмиссий.
В чём риск работы автоматической коробки передач с недостаточным или избыточным количеством масла?
Слишком низкий уровень ATF опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная эмульсия, которая хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Масло теряет свои важные свойства и становится сжимаемым. Следствием этого будет снижение давления в системе управления, плохой отвод тепла из АКПП, ухудшение смазки трущихся элементов. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя.
Не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками воздуха. Вспенивание масла увеличивает его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать отстояться маслу в течение некоторого времени, и затем, не заводя двигатель, проверить уровень масла. Если щуп окажется совсем сухим, то можно долить литр, а то и два. Масло может вспениваться вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом случае детали АКПП окунаются в масло и вспенивают его. Вспенивание происходит не сразу после запуска двигателя, а в процессе движения, особенно с высокими оборотами. Как в случае заниженного уровня масла, так и в случае завышенного уровня вспенивание приводит к увеличению объема масла и выбросу его через сапун коробки передач.
Заглянув под машину, можно часто увидеть там коробку в масле. Ford Explorer приехал на диагностику с жалобой на непонятное поведение уровня ATF. Уровень то есть, то нет, а АКПП вся в масле. В беседе выяснилось, что щуп был утерян и заменен новым, заказанным по VIN у дилера. При сравнении щупа и щуповой трубы оказалось, что щуп гораздо короче трубы. Уровень ATF находился как раз на уровне оси коробки (Обычно уровень находится примерно вровень с прокладкой поддона). Таким образом, жалоба клиента была вызвана слишком высоким уровнем ATF в АКПП.
3. Уровень нормальный, но ATF пенится, в чем причина?
Возможна такая ситуация при поломке уплотнителя фильтра или фильтра.
Уровень жидкости снижается, но подтеков масла не наблюдается.
Неисправность может быть вызвана наличием у некоторых моделей АКПП вакуумного модулятора — устройства, создающего давление пропорциональное разряжению во впускном коллекторе. Модулятор внешне напоминает устройство на жигулевском трамблере и соединен с коллектором трубочкой. При неисправности мембраны модулятора масло из АКПП попадает в коллектор и сгорает. К автомобилям, оснащенным АКПП с модулятором, относятся Ford Scorpio, Ford Sierra, Ford Explorer, Mercedes и переднеприводные автомобили концерна General Motors с четырехступенчатыми АКПП. С начала 90-х годов модуляторы заменяют электрическими датчиками. При отсутствии течей понижение уровня ATF может быть вызвано нарушением герметичности системы охлаждения. У многих автомобилей радиатор для охлаждения масла АКПП встроен в радиатор охлаждения двигателя. При нарушении герметичности радиатора масло попадает в систему охлаждения, приводя к образованию розовой эмульсии.
Какое количество масла требуется для автоматической коробки передач?
Объем ATF в автоматических коробках передач колеблется от 4,2 литра (Daihatsu Terios) до 15,5 литра (Ford Expedition). При замене не удаётся слить весь объем масла. Часть масла остаётся в каналах системы управления, и не все трансмиссии имеют пробки для слива. При стандартной процедуре часть масла остаётся в АКПП, что допускается. Для полной замены требуется две или три процедуры.
Как узнать, какое масло находится в АКПП, и какое использовать при замене?
Трансмиссионные масла различаются цветом и запахом: от светло-желтого до красного. Цвет определяется красителем, который помогает отличить масло для АКПП от других. С течением времени любое масло приобретает прозрачно-коричневый цвет. Определить марку масла по цвету и запаху сложно, так как при замене меняется не весь объем. Необходимо провести однократную или двукратную замену масла (если нет серьёзных проблем в работе АКПП).
В инструкции по эксплуатации автомобиля указан тип рекомендованного масла, который также может быть отмечен на щупе. Производители масел выпускают плакаты и альбомы с перечнями автомобилей и рекомендованных масел. Инструкция обычно указывает конкретный тип масла, что обусловлено как техническими, так и коммерческими причинами. Например, Chrysler и переднеприводные Mitsubishi (Hyundai) используют Mopar ATF 7176, который имеет повышенные фрикционные свойства по сравнению с Dexron или Mercon. Но на щупе Dodge RAM и Jeep Grand Chrokee указаны рекомендации заливать Mopar ATF 7176 или Dexron II. Mobil не рекомендует смешивать разные типы масел даже собственного производства, но на флаконе Mobil Synthetic ATF указано: «Compatible with conventional ATF fluids».
При замене масла в двигателе алгоритм прост: выбираем производителя, класс масла по API (не ниже, чем в инструкции), желаемую вязкость по SAE. Почему при замене масла в трансмиссии начинаем искать «зелёное» масло? АКПП более экзотичный агрегат, чем двигатель? Опыт ремонта автоматических трансмиссий говорит о том, что причины поломок прозаичнее, чем смешение масел при замене.
Первостепенное значение имеют условия эксплуатации трансмиссии, и даже самая дорогая синтетика не поможет при нарушении этих условий.
Сколько раз нужно менять масло в автоматической коробке передач?
Периодичность замены масла зависит от типа АКПП. При нормальных условиях эксплуатации рекомендуется замена каждые 70 тысяч километров пробега (или через два года), при нестандартных условиях – каждые 25 тысяч километров (или через год). В некоторых дорогих моделях, например BMW 750, замена масла вообще не предусмотрена.
Независимо от типа АКПП необходимо регулярно, раз в неделю, проверять качество масла. Придерживаться установленных сроков замены следует при отсутствии значительных изменений качества масла и избегании сложных условий движения (застревание, буксировка).
Если масло потемнело или приобрело горелый запах, его нужно заменить незамедлительно. Но замена может не спасти положение – часто в таких случаях требуется капитальный ремонт АКПП.
При замене масла необходимо менять прокладку поддона и фильтр. В некоторых типах АКПП замена фильтра не предусмотрена из-за невозможности доступа без разборки коробки.
Какое масло хорошее? Разные типы масел отличаются цветом и запахом. Если коробка недавно ремонтировалась, запомните цвет и запах масла на щупе. При значительных изменениях цвета или запаха – это повод для беспокойства.
При покупке автомобиля с автоматической коробкой масло должно быть прозрачным без темно-коричневого оттенка или горелого запаха. Капните масло со щупа на бумажную салфетку, оно должно легко впитываться и не содержать посторонних включений. Даже после нескольких замен масла в неисправной АКПП при внимательном анализе капли можно увидеть мелкие черные частички.
Обратите внимание на систему охлаждения двигателя – антифриз должен быть прозрачным без водо-масляной эмульсии.
Какие жидкости применяются в АКПП помимо масла для автоматических трансмиссий?
В переднеприводных автоматных коробках передач и некоторых полноприводных трансмиссиях главная передача и дифференциал помещаются в один картер с коробкой передач. Такую компоновку называют transaxle, по отличие от transmission, где главная передача находится в заднем мосту. Если главная пара расположена в одном корпусе с АКПП и представляет собой гипоидную передачу, то в картер дифференциала заливается масло для гипоидных передач. В остальных случаях смазка может быть раздельной или совместной. При цилиндрическом, косозубом зацеплении главной передачи её смазка производится маслом для АКПП. Проверка уровня масла в дифференциале при совместной смазке не требуется. При раздельной смазке обычно есть контрольная пробка или щуп. Замена масла в АКПП выполняется так же, как и замена масла в двигателе: сливаем старое масло, меняем фильтр, заливаем новое масло. В большинстве случаев для замены фильтра нужно снять поддон. Иногда фильтр находится внутри АКПП и недоступен без демонтажа и разборки, тогда замена масла происходит без замены фильтра. Вместе с фильтром меняется прокладка поддона, которая обычно продаётся вместе с фильтром в наборе (Filter kit). На некоторых моделях поддон ставится без прокладки. После заливки свежего масла необходимо завести двигатель и переместить рычаг передач во все положения, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Затем установить его в положение «Р» или «N», проверить уровень масла и довести его до отметки для холодного состояния. Окончательно проверьте уровень только после пробега 15-20 километров, когда температура масла достигнет рабочего значения. В процессе замены масла следует оценить наличие продуктов износа в поддоне, на магнитах поддона и в фильтре. Небольшое количество взвеси в масле, пыли цветных металлов и серый налет на магнитах считаются нормой. Кусочки пластмассы, металлов, наличие черных чешуек или глиноподобных отложений в поддоне свидетельствуют о необходимости капитального ремонта АКПП, даже если жалоб на работу трансмиссии пока нет.
9. Оправдано ли использование присадок к ATF?
Современные масла уже содержат все необходимые присадки. Часто этот вопрос возникает при проблемах автоматической трансмиссии. В большинстве случаев трудности в работе АКПП связаны с износом фрикционных элементов управления, процесс которого необратим. Замена масла или присадки не восстановит их. Поэтому капитальный ремонт – единственный способ вернуть работоспособность трансмиссии.

Какую информацию несут символы на рычаге выбора диапазона, и для чего их используют?
Рычаг выбора диапазона работы коробки передач имеет несколько положений, обозначенных буквами и цифрами. На всех автомобилях есть положения «Р», «R» и «N». Позиция «P» предназначена для длительной стоянки автомобиля. В этом положении управление АКПП отключено, выходной вал заблокирован, движение невозможно, но разрешен запуск двигателя. Позиция «R» — задний ход. Перевод рычага в положение «R» во время движения может привести к поломке коробки передач и других трансмиссионных элементов. Запуск двигателя в этом положении запрещен. Позиция «N» — нейтральная. В ней отключено либо все управление, либо включен только один элемент. Механизм блокировки выходного вала выключен, автомобиль может свободно перемещаться. Запуск двигателя разрешен. Четырехскоростные коробки передач имеют четыре положения движения вперед: «D», «3?», «2?» и «1?(»L»). В этих положениях запуск двигателя невозможен. «D» — основной режим движения с автоматическим переключением с первой по четвертую передачу. «3?» — движение на первых трех передачах, рекомендуется при движении по холмистой дороге или частых остановках. «2?» — движение только на первой и второй передаче, подходит для извилистых горных дорог. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено. «1? » — движение только на первой передаче, максимальное торможение двигателем, рекомендуется на крутых спусках. На некоторых моделях автомобиль может использовать четвёртую, повышающую передачу с помощью кнопки «OD». Если она утоплена и РВД в положении «D», переключение на четвертую передачу разрешено. В противном случае включение запрещено, индикатор «O/D OFF» загорается при запрете.
В чем назначение дополнительных кнопок (переключателей)? Что представляет собой зимний режим?
В современных автомобилях с автоматической трансмиссией предусмотрено несколько режимов управления переключением передач: экономичный, спортивный, зимний и другие.
Экономичная программа предназначена для движения с минимальным расходом топлива. Движение в этом режиме плавное и спокойное.
Спортивная программа оптимизирована для максимального использования мощности двигателя. Автомобиль разгоняется быстрее, чем в экономичном режиме.
Режим выбирается кнопкой или переключателем на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона. Обозначение может быть «POWER», «S», «Sport», «Auto», «A/T Mode» и так далее.
Электронные блоки управления большинства современных автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге (зимний режим). Активируется он кнопкой или переключателем, обозначение которых может быть «WINTER», «W», «HOLD», «*» и т.д. При его активации АКПП может использовать различные алгоритмы работы, но обычно трогание осуществляется со второй или третьей передачи.
Что такое овердрайв? В каких условиях предпочтительнее ездить в режиме драйв, а в каких — в режиме овердрайв?
В американской терминологии автопроизводителей overdrive означает повышающую передачу, обозначаемую обычно как «OD», либо D, либо D в кружочке. Повышающая передача рекомендуется для спокойной и экономичной езды по трассе.
Можно ли менять положение ручки выбора диапазона во время движения?
Возможен перевод рычага, но не во все позиции. Во время движения категорически запрещено переводить РВД в положения «Р» и «R». В эти позиции рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Несоблюдение этого правила может привести к серьёзной поломке АКПП. Также не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение «N», так как это теряет связь между колёсами и двигателем, а резкое торможение может вызвать занос. В остальные положения РВД можно переключать без опаски, а иногда даже целесообразно. Например, перевод РВД из позиции «3» в положение «2» повысит эффективность торможения двигателем и т.д.
Нужно ли переключать рычаг диапазона на «N» при стоянке у светофора?
Полезен лишь во время стояния в пробках летом, чтобы уменьшить нагрев двигателя и масла коробки передач. В прочих ситуациях от его применения лучше воздержаться.
Стоит ли применять стояночный тормоз при парковке, если селектор передач установлен в положение «P»?
Для фиксации машины на ровной площадке исправный механизм блокировки выходного вала АКПП достаточно надежен. Однако при стоянке на склоне ручного тормоза не обходится. Сначала затягивают ручной тормоз, а только после этого устанавливают РВД в положение «Р». Это снижает нагрузку на механизм блокировки выходного вала АКПП, который иначе противодействовал бы стремлению автомобиля скатиться вниз.
16. Как определить количество передач в АКПП?
В японских автомобилях четырехскоростная АКПП имеет дополнительную кнопку «OD OFF» или «Hold» на рычаге. Отсутствие такой кнопки указывает на трехскоростную АКПП без повышающей передачи. В европейских машинах рычаг выбора диапазона передач трёхскоростной АКПП маркируется символами PRND21, четырехскоростной — PRND3, пятискоростной — PRND4 и так далее. В американских автомобилях наличие четвертой (иногда пятой) повышающей передачи сигнализирует символ D в кружке. Опытным водителем количество передач можно определить по тахометру: при разгоне каждый переключении сопровождается снижением оборотов двигателя. Важно помнить, что такой же эффект возникает при блокировке гидротрансформатора, но падение оборотов будет менее заметным.
17. Можно ли буксовать на машине с АКПП?
В процессе буксования автомат переключения передач не нарушает нормы эксплуатации. Избыточное выделение тепла в гидротрансформаторе может стать критическим при недостаточной эффективности системы охлаждения, например, если радиатор загрязнен отложениями.
18. Как буксировать автомобиль с АКПП?
В этом вопросе нет единого ответа. Для некоторых автомобилей действуют строгие паспортные ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee рекомендуют транспортировать только на эвакуаторе. У «Крайслера» с передним приводом ситуация немного проще. Автомобили с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км, а с четырехскоростной АКПП — со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160 км. В любом случае, при неисправной трансмиссии предпочтительнее эвакуатор. Дело в том, что в АКПП смазка осуществляется принудительно: масло подводится к каждой паре трения под давлением. При неисправности трансмиссии нет уверенности в наличии смазки.
Работоспособность насоса можно оценить косвенно. Надо сравнить уровень масла при заглушенном и работающем моторе. Если уровень не меняется, о буксировке даже не стоит думать. Буксировку осуществляют при работающем двигателе и установке РВД в положение «N». Существует еще один способ буксировки автомобиля с вышедшей из строя АКПП. Надо налить максимально в АКПП масло, что обеспечит хоть какую-то смазку всех ее деталей.
Можно ли буксировать прицеп автомобилем с автоматической коробкой передач?
Разрешено, но помните, что чем выше нагрузка, тем больше выделяется тепла в гидротрансформаторе. Если постоянно пользуетесь прицепом, рассмотрите установку дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. При длительном буксировании прицепа использование повышающей передачи нежелательно. Лучше это делать на диапазонах «3» или «2».
Нужно ли прогревать автоматическую коробку передач перед дорогой?
После начала движения вначале лучше избегать резкой езды до тех пор, пока масла во всех механизмах не прогреются до рабочей температуры. В холодное время года перед началом движения полезно немного прогреть масло в АКПП. Для этого нужно переставить РВД во все положения, останавливаясь на несколько секунд в каждом из них. После этого включите один из диапазонов движения и несколько минут удерживайте автомобиль тормозом, при этом двигатель должен работать на холостых оборотах.
21. В чем основные достоинства и недостатки АКПП?
Автоматическая трансмиссия повышает комфортность управления автомобилем. Отсутствие необходимости выбора передач и их переключения позволяет водителю сосредоточиться на дороге, что особенно важно в сложных ситуациях. Гидротрансформатор в конструкции АКПП создает более благоприятные условия эксплуатации как для двигателя, так и для ходовой части автомобиля, увеличивая их ресурс. Система управления работой автоматической трансмиссии предупреждает перегрузки двигателя и ходовой части из-за ошибок водителя.
Автомобиль с АКПП оснащен системой пассивной безопасности, которая не позволяет завести двигатель в положениях РВД отличных от «P» и «N». Также система предотвращает самопроизвольное движение автомобиля при стоянке на неровной площадке, так как ключ можно извлечь из замка зажигания только в положении РВД «P».
Недостатки АКПП: более низкий КПД (из-за потерь в гидротрансформаторе) по сравнению с механической КПП, что увеличивает расход топлива. Современные автоматические трансмиссии в некоторых режимах движения могут быть экономичнее механических за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и «интеллектуального» управления блокировкой гидротрансформатора.
Другой недостаток — несколько худшие динамические показатели разгона автомобиля с АКПП по сравнению с механической КПП при прочих равных условиях. Разница несущественна для большинства водителей. Также автомобиль с АКПП нельзя завести иначе как с помощью стартера.
Подавляющее число водителей, имеющих опыт эксплуатации обеих типов трансмиссий, независимо от уровня достатка и опыта вождения, отдают предпочтение автомобилям с АКПП.
22. Что такое кикдаун (kickdown)?
При нажатии педали управления дроссельной заслонкой до упора во время движения коробка передач переключится на одну или две передачи вниз. Такой режим повышает ускорение и полезен при обгоне. Обратное повышение передачи возможно только при достижении двигателем максимальных оборотов. Отпускание педали управления дроссельной заслонкой возвращает коробку передач в штатный режим работы. Важно помнить, что на скользкой дороге принудительное понижение передачи может привести к буксованию ведущих колес и возникновению заноса.
23. Как выглядит система охлаждения АКПП?
Основной источник тепловыделения в автоматической трансмиссии — гидротрансформатор. При высоких нагрузках выделение тепла значительное. Температура работы трансмиссии сравнима с температурой двигателя, может даже ее превышать. Поэтому автомобили с АКПП имеют специальную систему охлаждения: радиатор либо интегрирован в радиатор системы охлаждения двигателя, либо устанавливается отдельно и охлаждается воздушным потоком. В старых автомобилях с небольшим объемом двигателя встречаются коробки с воздушной системой охлаждения. На корпусе гидротрансформатора есть дополнительные внешние лопатки для организации потока воздуха и отвода тепла.
Как верно начать движение автомобилем с автоматической коробкой передач?
Прежде чем тронуться с места, нажмите на тормозную педаль, переведите РВД в нужное положение без нажатия на педаль управления дроссельной заслонкой. После легкого толчка отпустите тормозную педаль и начните движение, воздействуя на педаль управления дроссельной заслонкой.
Как можно проверить состояние автоматической коробки передач? Что такое «Stall-Test»?
В первую очередь необходимо проверить уровень и качество масла в АКПП. Время включения передачи при переходе РВД из «N» в «D» или «R» должно быть не более 1-1,5 секунды. По характеру толчка можно судить об активировании передачи. Обратите внимание на плавность переключений передач во время обкатки. Переключения должны происходить без ударов, вибрации и посторонних шумов. Переключение передач не должно сопровождаться повышением оборотов двигателя. Опытный водитель может предварительно оценить состояние автоматической трансмиссии по поведению автомобиля на дороге.
Для справки: Тахо-Трансмишн предоставляет бесплатные услуги — обкатка автомобиля опытным водителем (тест-драйв), чтение кодов неисправностей и консультации.
Еще один простой метод проверки состояния АКПП – Stall-Test. Суть этого теста заключается в определении оборотов двигателя при полностью заторможенном автомобиле и нажатой до упора педали управления дроссельной заслонкой. По величине этих оборотов можно судить об исправности некоторых элементов АКПП. Необходимо помнить, что Stall-Test должен выполняться опытным механиком, иначе вы можете повредить АКПП. Для анализа работоспособности АКПП необходимо знать номинальное значение оборотов двигателя во время Stall-Testа.
Возможен ли ремонт АКПП при периодических проблемах с передвижением автомобиля?
Считая поломки электронных АКПП обычно проблемами датчиков, владельцы надеются на исправление ситуации после их замены. Датчики могут действительно быть причиной неисправностей, но этот подход сравним с «поздним питьем боржоми».
Алгоритмы управления не предусматривают блокировки движения при отказах в системе. Даже отключение всех проводов и датчиков от исправной АКПП не лишит машину возможности передвигаться. Хотя динамика и переключения передач будут плохими, ехать всё же получится. Полное отсутствие движения вперед или назад, даже периодическое, указывает на серьезные проблемы в механической части АКПП, и единственным решением является ремонт.
Иногда можно услышать утверждение о том, что причиной всех бед является забитый масляный фильтр в АКПП. Считается, что замена фильтра и двухкратная замена масла решат все проблемы. Это не так.
Процесс разрушения фрикционных элементов необратим. Поврежденные фрикционы подлежат только замене, новое масло не способно их восстановить.
27. Чем отличаются «гидравлические» и «электронные» АКПП?
Автоматические коробки передач в обоих случаях одинаковы. Отличие заключается в системе управления. Ее можно разделить на три части: формирующую сигналы состояния АКПП и органов ее управления; анализирующую и исполнительную. В гидравлической АКПП работоспособность всех трех частей обеспечивается гидравликой путем формирования давлений. В электронной АКПП все сигналы (входные и выходные) электрические, а гидравлика используется только в конце цепочки управляющих сигналов. Кроме того, для анализа информации и принятия решения применяется электронный блок управления, что позволяет сделать систему более гибкой и обеспечить режимы работы, недоступные для гидравлической системы.
Что представляют собой коды сигнализации? В каких случаях загораются индикаторы «OD OFF», «Hold», «S» или «Check AT»? Каковы причины невозможности переключить передачи?
Автоматические коробки передач с электронной системой управления функционируют благодаря бортовому трансмиссионному компьютеру, который может быть отдельным устройством или интегрирован в блок управления двигателем. Компьютер получает сигналы от датчиков скорости, открытия дроссельной заслонки, положения РВД, температуры масла АКПП и других, расположенных как внутри коробки передач, так и вне ее.
Обрабатывая информацию от датчиков, компьютер формирует команды для исполнительных устройств АКПП (соленоидов), тем самым управляя её работой.
Компьютер также выполняет функции контроля и диагностики неисправностей. Для всех входных сигналов установлены допустимые границы изменения. Если сигнал выходит за пределы, компьютер записывает в память код ошибки (DTC), соответствующий конкретной неисправности.
Кроме того, компьютер контролирует сопротивление выходных цепей или ток через них, также устанавливая для них допустимые границы. При превышении этих границ в память записывается код ошибки.
Компьютер может сравнивать показания датчиков оборотов входного и выходного валов АКПП, контролируя передаточное отношение. Отклонение вычисленного отношения от заданного является признаком проскальзывания.