Автоматические коробки передач: что нужно знать
В этом собраны профессиональные рекомендации по эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой передач. Представлены советы о том, что можно делать с этой коробкой, а что нельзя, как определить неисправность, правила запуска машины с буксира, эксплуатация зимой и другие важные нюансы.
1. Как проверить уровень масла в АКПП?
Уровень масла (ATF) в АКПП большинства автомобилей проверяют с работающим двигателем и рычагом выбора диапазона (РВД) в положении «P». На щупе для измерения масла в АКПП есть несколько меток. Верхние, а иногда единственные, соответствуют нормальному уровню прогретого до рабочей температуры (90°С) масла. Этот участок щупа часто отмечен насечкой и/или надписью «Hot». Для прогрева масла в АКПП достаточно проехать 15-20 километров. После прогрева установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Вытащите щуп из АКПП и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките. Самое нижнее сухое место на щупе — это уровень масла в АКПП. Иногда на щупе есть и нижние метки, соответствующие уровню холодного масла. Эта метка нужна для приблизительного определения количества залитого масла при его замене. Окончательно уровень все равно следует проверять после прогрева.
На щупе часто указано, в каком положении РВД нужно проверять уровень и тип масла. В Honda и Acura уровень масла проверяется после достижения рабочей температуры, но с заглушенным двигателем. В некоторых АКПП уровень масла проверяется при установке РВД в положение «N», такие коробки передач устанавливаются на переднеприводных автомобилях Mitsubishi, Proton и Hyundai. У автомобилей Proton и Hyundai уровень масла в АКПП следует проверять в положении РВД «N». На Mitsubishi или Chrysler с поперечным расположением двигателя посмотрите на АКПП со стороны колеса: боковая штампованная крышка, закрепленная десятью болтами, указывает на АКПП производства Chrysler (проверка уровня масла при установке РВД в положение «P»). Отсутствие крышки говорит о АКПП фирмы Mitsubishi (проверка уровня масла при установке РВД в положение «N»). В Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП фирмы Chrysler уровень проверяется в положение «N». Но на некоторых моделях этих автомобилей установлены АКПП фирмы Aisin Warner, где уровень масла проверяется в положении РВД «P». Для определения типа коробки можно посмотреть поддон: у Aisin Warner он прямоугольной формы, щуповая труба приварена сбоку, сливная пробка сзади. У Chrysler поддон почти квадратный, щуповая труба установлена в картере, сливной пробки нет.
Проверку уровня масла в АКПП автомобилей VW и Audi с трехскоростными коробками следует проводить при установке РВД в положение «N». В некоторых АКПП вместо щупа в картере имеется контрольная пробка. Неудобство этого заключается в необходимости ставить автомобиль на «яму» или поднимать на подъемнике для проверки уровня масла, но это исключает возможность переливания, что важно. Такие пробки имеют АКПП фирмы ZF, которыми обычно комплектуются автомобили BMW. На BMW с пятискоростными коробками эта же пробка служит и для заливки масла. В целях безопасности контроль уровня в этом случае производится при чуть теплом масле – это европейская мода. Аналогичная процедура проверки уровня встречалась на американских автомобилях только в АКПП 4T40E. Важно отметить, что существуют АКПП, у которых вообще нет устройств для определения уровня масла. Это трансмиссия Mercedes 722.6, которая устанавливается на большинство автомобилей этой марки. Емкость для заливки масла соединена с масляным поддоном через перепускной клапан, поддерживающий требуемый уровень масла в поддоне. Поэтому уровень залитого масла не так важен, как для других трансмиссий.
Какие риски несут недостаточное или избыточное количество масла в автоматической коробке передач?
Слишком низкий уровень масла автоматической коробки передач (АКПП) опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная смесь, которая хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Масло теряет важные свойства и становится сжимаемым. Следствием этого будут снижение давления в системе управления, плохой отвод тепла из АКПП, ухудшение смазки трущихся элементов. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя.
Стоит отметить, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками воздуха. Вспенивание масла увеличивает его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать отстояться маслу в течение некоторого времени, и затем, не заводя двигатель, проверить уровень масла. Если щуп окажется совсем сухим, то можно смело долить литр, а то и два.
Масло может вспениваться и вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его. Вспенивание происходит не сразу после запуска двигателя, как в случае с заниженным уровнем, а в процессе движения, особенно с высокими оборотами двигателя. Как в случае заниженного уровня масла, так и в случае завышенного уровня вспенивание масла приводит к увеличению его объема, и, как следствие, к вытеканию из коробки.
В качестве примера: у клиента был автомобиль с проблемой непонятного уровня масла в АКПП. Уровень то есть, то нет, а АКПП вся в масле.
Выяснилось, что щуп был утерян и заменен новым, заказанным по VIN у дилера. При сравнении щупа и щуповой трубы оказалось, что щуп гораздо короче трубы. Уровень ATF находился как раз на уровне оси коробки (Обычно уровень находится примерно вровень с прокладкой поддона). Таким образом, жалоба клиента была вызвана слишком высоким уровнем ATF в АКПП.
3. Уровень нормальный, но ATF пенится, в чем причина?
Это может произойти при неисправности уплотнителя фильтра или фильтра.
Уровень жидкости снижается, но утечек масла не наблюдается.
Неисправность может быть вызвана наличием вакуумного модулятора у некоторых типов автоматических коробок передач. Модулятор формирует давление, пропорциональное степени разряжения во впускном коллекторе двигателя. В случае неисправности мембраны модулятора масло из АКПП попадает в коллектор и сгорает. Автомобили, на которых установлена АКПП с модулятором: Ford Scorpio, Ford Sierra, Ford Explorer, Mercedes, переднеприводные автомобили концерна General Motors с четырехступенчатыми АКПП. С начала 90-х годов от использования модуляторов отказались, заменив их электрическими датчиками. Еще одна причина понижения уровня ATF в АКПП: нарушение герметичности системы охлаждения. У многих автомобилей радиатор для охлаждения масла АКПП встроен в радиатор охлаждения антифриза двигателя. При нарушении герметичности встроенного радиатора масло попадает в систему охлаждения, превращая антифриз в розоватую эмульсию.
Какое количество масла требуется для заливки в АКПП?
Объем ATF в автоматических коробках передач варьируется от 4,2 литра (Daihatsu Terios) до 15,5 литра (Ford Expedition). При замене не удается слить весь объем масла: часть остаётся в каналах системы управления, а не все трансформаторы имеют пробки для слива. Из-за этого во время слива часть масла остаётся в АКПП, что допускается. Для полной замены необходимо провести две или три процедуры замены.
Как узнать, какое масло залито в АКПП, и какое использовать при замене?
Трансмиссионные масла различаются по цвету и запаху. Существуют светлые желтые и красные (от бледного Castrol до насыщенного Elf) масла. Цвет определяется только красителем, который добавляют для отличия масла АКПП от других масел в автомобиле. Через некоторое время работа любого масла приобретает прозрачно-коричневый цвет. Учитывая, что при замене обновляется не весь объем, а также то, что цвет и запах изменяются во время эксплуатации, определить марку практически невозможно. Необходима хотя бы однократная, лучше двукратная замена.
Важно использовать масло, указанное в инструкции по эксплуатации автомобиля. Тип масла может быть обозначен на щупе. Производители выпускают плакаты с перечнем марок автомобилей и рекомендованных масел. Инструкция обычно рекомендует определенный тип масла, что имеет как технические, так и коммерческие обоснования.
Например, Chrysler и переднеприводные Mitsubishi (Hyundai) используют Mopar ATF 7176, в инструкции указывается повышенная фрикционная сила по сравнению с Dexron или Mercon. Но на щупе Dodge RAM и Jeep Grand Chrokee указано заливать Mopar ATF 7176 или Dexron II.
Mobil не рекомендует смешивать разные типы масел, даже собственного производства. На флаконе Mobil ATF записано: «Совместимо с обычными маслами для автоматических коробок передач». При замене моторного масла алгоритм прост: едем в магазин, выбираем производителя, класс API (не ниже указанного в инструкции) и желаемую вязкость SAE.
Почему при замене трансмиссионного масла начинаем поиск зеленого? Опыт ремонта тысяч автоматических трансмиссий говорит о том, что причины поломок связаны с условиями эксплуатации, а не смешиванием масел. Синтетика не поможет, если условия нарушены.
Какое время эксплуатации рекомендуется для замены масла в автоматической трансмиссии?
Периодичность замены масла определяется типом АКПП. В нормальных условиях замена требуется через 70 тысяч километров пробега или два года, а при отклонении от нормальных условий эксплуатации – через 25 тысяч километров или год (жаркий/холодный климат, мегаполис, постоянная полная загрузка и т.п.). Некоторые дорогие модели (например, BMW 750) не предполагают замены масла по инструкции. Независимо от этого, регулярно, раз в неделю проверяйте качество масла в АКПП. Придерживаться установленных сроков замены следует при отсутствии значительного изменения качества масла или попадания в сложные условия движения (застрявание, буксировка и т.п.). Потемнение масла и запах гари требуют замены без ожидания планового срока. Но замена не всегда спасает ситуацию; чаще требуется капитальный ремонт АКПП. При замене масла меняйте прокладку поддона и фильтр. В некоторых типах АКПП замена фильтра не предусмотрена, поскольку он недоступен без разборки коробки (Daewoo Espero, Nissan Maxima с RE4F02A, SAAB 900 и 9-5, Volvo 850, и т.п.). При покупке машины с «автоматом» масло должно быть прозрачным без темно-коричневого оттенка или запаха гари. Капните масло со щупа на белую салфетку – оно должно легко впитываться без посторонних включений. В неисправной АКПП, подвергнутой многократной замене масла перед продажей, при анализе капли масла можно обнаружить мелкие черные частицы, нарушающие прозрачность и яркость. Часто виден черный налет на щупе – в этом случае вытрите его и повторите анализ; если налет не появился повторно, это свидетельствует о длительном бездействии щупа. Проверьте систему охлаждения двигателя на прозрачность антифриза и отсутствие водо-масляной эмульсии. Обратите внимание: красный антифриз может напоминать масло для АКПП.
Какие еще масла применяются в АКПП помимо специального масла для автоматических трансмиссий?
В переднеприводных автомобилях с автоматической коробкой передач, а также в некоторых полноприводных конструкциях главная передача и дифференциал размещаются вместе с коробкой передач в одном картере. Такая компоновка называется transaxle, в отличие от transmission, где главная передача находится в заднем мосту. Если главная пара расположена в одном корпусе с АКПП и представляет собой гипоидную передачу, то в картер дифференциала заливается масло для гипоидных передач (раздельная смазка). В остальных случаях смазка может быть раздельной или совместной. При цилиндрическом или косозубом зацеплении в главной передаче ее смазку осуществляют маслом АКПП. Проверка уровня масла в дифференциале при совместной смазке не требуется. В случае раздельной смазки обычно предусмотрена контрольная пробка или щуп.
Замена масла в АКПП выполняется по такой же схеме, как и замена масла в двигателе: сливаем старое масло, меняем фильтр, заливаем новое масло. В большинстве случаев для замены фильтра необходимо снять поддон. Иногда фильтр находится внутри АКПП и недоступен без разборки коробки. В этом случае замена масла производится без замены фильтра.
Вместе с фильтром меняется прокладка поддона. Обычно фильтр и прокладка продаются как единый комплект. После заливки свежего масла запускаем двигатель, удерживая машину тормозом, переключаем РВД во все положения, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Затем устанавливаем его в положение «Р» или «N», проверяем уровень масла и доводим его до отметки, соответствующей холодному состоянию масла.
Окончательный контроль уровня масла проводится после пробега 15-20 километров, когда температура масла достигнет рабочего значения. При замене масла необходимо оценить наличие продуктов износа в поддоне, на магнитах поддона и в фильтре. Небольшое количество взвеси в масле, пыли цветных металлов и серый налет на магнитах считаются нормой. Кусочки пластмассы, металлов, наличие черных чешуек или глиноподобных отложений в поддоне свидетельствуют о необходимости капитального ремонта АКПП, даже если жалоб на работу трансмиссии пока нет.
9. Оправдано ли использование присадок к ATF?
Современные масла содержат все необходимые присадки. Вопрос о необходимости добавления присадок часто возникает при проблемах в работе автоматической коробки передач. В большинстве случаев неисправности АКПП сопровождаются повышенным износом фрикционных элементов управления. Процесс износа необратим, и замена масла или присадки не восстановит их. Поэтому капитальный ремонт является единственным способом восстановить работоспособность трансмиссии.
Какую информацию передают символы на рычаге выбора диапазона, и для чего их используют?
Рычаг выбора диапазона работы коробки передач имеет несколько положений, обозначенных буквами и цифрами. Количество этих положений различается у разных моделей автомобилей, но на всех автомобилях обязательно есть положения «P», «R» и «N».
Позиция «P» используется при длительной стоянке автомобиля. В этом положении АКПП отключены все элементы управления, а выходной вал заблокирован. Движение автомобиля невозможно, но разрешен запуск двигателя.
Позиция «R» — задний ход. Перевод рычага в положение «R» во время движения может привести к поломке коробки передач и других элементов трансмиссии. В этом положении запрещен запуск двигателя.
Позиция «N» — нейтральное положение. Коробки передач выключены либо все элементы управления, либо включен только один. Механизм блокировки выходного вала отключен, поэтому автомобиль может свободно перемещаться. Движение разрешено, и можно запустить двигатель.
Для автомобилей с четырехскоростными коробками передач рычаг выбора диапазона работы имеет четыре положения движения вперед: «D», «3?», «2?» и «1?(»L»). Если установить РВД в одно из этих положений, то запуск двигателя будет невозможен.
Диапазон «D» — основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется его использовать.
Диапазон «3?» разрешает движение на первых трех передачах и рекомендуется при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок.
Диапазон «2?» разрешает движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется для извилистых горных дорог.
Диапазон «1?(»L)» — режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках. На некоторых моделях автомобилей использование четвертой, повышающей передачи осуществляется специальной кнопкой «OD». Если она находится в утопленном состоянии и РВД установлен в положение «D», то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления отражается индикатором «O/D OFF»: при разрешении использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается.
В чем назначение дополнительных кнопок (переключателей)? Что представляет собой зимний режим?
На большинстве современных автомобилей с автоматической коробкой передач система управления предусматривает несколько режимов переключения передач: экономичный, спортивный, зимний и др.
Экономичная программа направлена на минимальный расход топлива. Движение автомобиля в этом режиме плавное и спокойное.
Спортивная программа обеспечивает максимальное использование мощности двигателя, увеличивая ускорение по сравнению с экономичным режимом.
Для активации экономичного или спортивного режима на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона передач располагается кнопка или переключатель, обозначение которых может варьироваться в зависимости от марки автомобиля (POWER, S, Sport, Auto, A/T Mode и др.).
Электронные блоки управления большинства современных автомобилей оснащены специальной программой трогания с места на скользкой дороге (зимний режим). Для его активации используется кнопка или переключатель с обозначениями WINTER, W, HOLD, * и др. При активации зимнего режима возможны различные алгоритмы работы автоматической коробки передач, но в большинстве случаев трогание осуществляется со второй или третьей передачи.
Что такое режим овердрайв? Какой режим, драйв или овердрайв, лучше подходит для езды по городу?
В автомобильном обиходе США overdrive — это повышенная передача. Как правило, обозначается как «OD», или D, или же D в кружке. Повышенную передачу советуют применять для спокойной и экономичной поездки по шоссе.
Возможно ли изменять положение переключателя диапазона во время движения?
Разрешено использовать разные положения рычага РВД, но не во всех ситуациях. Во время движения запрещено переводить его в позиции «Р» и «R». В эти позиции можно переводить только при полной остановке автомобиля. Несоблюдение этого правила может привести к серьезной поломке автоматической коробки передач. Также не рекомендуется во время движения переключать РВД в положение «N», поскольку это нарушит связь колес с двигателем, а резкое торможение может вызвать занос. В остальные положения РВД можно переключать свободно, а иногда даже это нужно делать специально. Например, перевод из положения «3» в положение «2» увеличит эффективность торможения двигателем и т.д.
Нужно ли ставить рычаг выбора диапазона на «N» при стоянке у светофора?
Полезно включать его только во время длительных пробок в жару, чтобы уменьшить нагрев двигателя и масла коробки передач. В других ситуациях включение не требуется и может быть даже вредным.
Рекомендуется ли применять стояночный тормоз при остановке автомобиля, если рычаг переключения передач установлен в положение «P»?
Для надежной фиксации машины на ровной поверхности исправный механизм блокировки выходного вала АКПП достаточно. Но если автомобиль стоит на склоне, обязательно включить ручной тормоз. Сначала затянуть его, а только потом установить РВД в положение «Р». В этом случае освобождаете от дополнительной нагрузки, связанной с движением машины вниз, механизм блокировки выходного вала АКПП.
16. Как определить количество передач в АКПП?
В японских автомобилях четырехскоростную автоматическую коробку передач можно узнать по дополнительной кнопке на рычаге управления, которая обозначена «OD OFF» или «Hold». Если такой кнопки нет, то коробка передач скорее всего трехскоростная без повышающей передачи. В европейских автомобилях рычаг выбора диапазона трехскоростных автоматических коробок передач маркирован символами PRND21. Четырехскоростные — PRND3. Пятискоростные — PRND4 и так далее. В американских автомобилях наличие четвертой (иногда пятой) повышающей передачи указывает символ D в кружочке. Определить количество передач можно на практике, наблюдая за стрелкой тахометра во время разгона автомобиля. Каждое переключение сопровождается некоторым понижением оборотов двигателя. Нужно иметь в виду, что стрелка тахометра также реагирует на блокировку гидротрансформатора (правда, падение оборотов будет не столь заметным).
17. Можно ли буксовать на машине с АКПП?
Во время буксования АКПП никаких криминальных действий не происходит. Избыточное тепловыделение гидротрансформатора в таком случае может быть опасным, если система охлаждения работает с низкой эффективностью (радиатор АКПП загрязнен продуктами износа).
18. Как буксировать автомобиль с АКПП?
Нет единого ответа для всех автомобилей по поводу буксировки. Некоторые модели, например Jeep Grand Cherokee, требуют эвакуатора. Автомобили «Крайслера» с передним приводом допускают буксировку при условии соблюдения определенных правил: со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км для машин с трехскоростной АКПП и со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160 км для машин с четырехскоростной АКПП.
Независимо от модели, при неисправности трансмиссии предпочтительнее эвакуатор. В автоматической коробке передач смазка осуществляется под давлением. При неисправности нет уверенности в наличии смазки. Можно косвенно оценить работоспособность насоса: сравните уровень масла при заглушенном и работающем моторе. Если уровень не меняется, буксировку не рекомендуется. Буксировать нужно при работающем двигателе и установленной РВД в положение «N».
Есть еще один способ буксировки автомобиля с вышедшей из строя АКПП: максимально заполните АКПП маслом для обеспечения хоть какой-то смазки всех ее деталей.
Можно ли буксировать прицеп автомобилем с автоматической коробкой передач?
Разрешено, но помните: чем больше нагрузка, тем больше тепла выделяется в гидротрансформаторе. При постоянном использовании прицепа рассмотрите установку дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. Во время длительного буксирования прицепа не рекомендуется использовать повышающую передачу; лучше переключаться на диапазоны «3» или «2».
Требуется ли предварительный нагрев автоматической коробки передач перед движением?
В начальный период эксплуатации после запуска рекомендуется воздержаться от активного вождения до полного прогрева масла в агрегатах. Зимой полезно предварительно прогреть масло в АКПП: переведите рычаг управления РВД через все позиции, останавливаясь на несколько секунд в каждом положении. Затем включите один из диапазонов движения и несколько минут удерживайте автомобиль тормозом, при этом двигатель должен работать на холостом ходу.
21. В чем основные достоинства и недостатки АКПП?
Автоматическая трансмиссия повышает комфортность управления автомобилем. Отсутствие необходимости выбора передачи и её переключения позволяет водителям сосредоточиться на управлении, что особенно важно в сложных дорожных ситуациях. Гидротрансформатор, присутствующий в АКПП, создает благоприятные условия эксплуатации двигателя и подвески, увеличивая их ресурс. Система управления работой автоматической трансмиссии предотвращает перегрузки двигателя и ходовой части из-за ошибок водителя. Автомобиль с АКПП оборудован системой пассивной безопасности, которая не позволяет завести двигатель в положениях РВД отличных от «P» и «N». Кроме того, она предотвращает самопроизвольное движение автомобиля на неровной площадке, так как ключ можно извлечь из замка зажигания только в положении РВД «P». К недостаткам АКПП относится более низкий КПД по сравнению с механической КПП из-за потерь в гидротрансформаторе, что увеличивает расход топлива. В некоторых режимах движения современные автоматические трансмиссии могут быть более экономичными за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и «интеллектуального» управления блокировкой гидротрансформатора. Другой недостаток – несколько худшие динамические показатели разгона автомобиля с АКПП по сравнению с механической КПП при прочих равных условиях. Разница несущественна для большинства водителей. Кроме того, автомобиль с АКПП нельзя завести иначе как с помощью стартера. Несмотря на недостатки, подавляющее число водителей, имеющих опыт эксплуатации обоих типов трансмиссий, независимо от уровня достатка и опыта вождения, отдают предпочтение автомобилям с АКПП.
22. Что такое кикдаун (kickdown)?
Нажатие педали управления дроссельной заслонкой до упора во время движения приводит к переключению коробки передач на одну или две ступени вниз. Этот режим усиливает ускорение и полезен при обгонах. Обратное переключение происходит только после достижения двигателем максимальных оборотов. Отпускание педали возвращает коробку в обычный режим работы. Нужно помнить, что на скользкой дороге принудительное понижение передачи может вызвать буксование ведущих колес и занос.
23. Как выглядит система охлаждения АКПП?
Главным источником тепловыделения в АКПП является гидротрансформатор, особенно при высоких нагрузках. Температура работы трансмиссии может быть равна или даже превышать температуру двигателя. Поэтому автомобили с автоматической коробкой передач оснащены специальной системой охлаждения, радиатор которой либо интегрирован в радиатор системы охлаждения двигателя, либо установлен отдельно и охлаждается воздушным потоком. В старых автомобилях с небольшим объемом двигателя встречаются коробки с воздушной системой охлаждения. На корпусе гидротрансформатора расположены дополнительные лопатки, которые направляют поток воздуха для отвода тепла.
Как начать движение автомобилю с автоматической коробкой передач?
Перед началом движения необходимо нажать на педаль тормоза, перевести РВД в нужное положение без нажатия на педаль управления дроссельной заслонкой. После небольшого толчка отпустите педаль тормоза и начните движение, воздействуя на педаль управления дроссельной заслонкой.
Как проверить состояние автоматической коробки передач? Что такое тест «Stall»?
Сначала проверьте уровень и качество масла в автоматической коробке передач (АКПП). Во-вторых, время включения передачи при переходе рычага РВД из положения «N» в «D» или «R» не должно быть больше 1-1,5 секунды. О включении можно судить по толчку. Обратите внимание на качество переключений во время обкатки: при них не должно быть ударов, вибрации и посторонних шумов. Момент переключения передач не должен сопровождаться повышением оборотов двигателя.
Опытный водитель может сделать предварительные выводы о состоянии автоматической трансмиссии по ее поведению на дороге. Для справки: Тахо-Трансмишн предоставляет бесплатные услуги — обкатка автомобиля опытным водителем (тест-драйв), чтение кодов неисправностей и консультации.
Еще один простой метод проверки состояния АКПП – Stall-Test. Суть теста заключается в определении оборотов двигателя при полностью заторможенном автомобиле и нажатой педали акселератора до упора. По величине этих оборотов можно судить об исправности некоторых элементов АКПП. Однако, этот тест должен выполнять опытный механик, чтобы не вывести АКПП из строя.
Возможно ли эксплуатировать машину с неисправностью автоматической коробки передач, если проблема проявляется периодически?
Автомобилисты с «электронными» АКПП при отсутствии движения полагают, что проблема кроется в вышедших из строя датчиках. Замена датчиков может помочь, но это поздний мера. Алгоритмы управления не предусматривают блокировки движения при отказах в системе. Даже если от исправной АКПП отсоединить все провода и датчики, автомобиль сохранит возможность передвигаться.
Отсутствие движения вперед или назад, даже периодическое, указывает на серьезные проблемы в механической части АКПП, единственный выход — ремонт. Иногда высказывается мнение, что причиной бед может быть забитый масляный фильтр в АКПП. Считают, что замена фильтра и два раза масло устранит все проблемы.
Это не так. Процесс разрушения фрикционных элементов необратим. Поврежденные фрикционы лечатся только заменой, новое масло их восстановить не может.
27. Чем отличаются «гидравлические» и «электронные» АКПП?
АКПП в обоих случаях одинаковы. Разница касается системы управления, которую можно разделить на три части: формирующую сигналы состояния АКПП и органов ее управления, анализирующую и исполнительную. В «гидравлических» АКПП работоспособность всех частей обеспечивается гидравликой путем формирования давлений. В электронных АКПП все сигналы (входные и выходные) передаются электрическим путем, а гидравлика используется только в конце цепочки управляющих сигналов. Для анализа информации и принятия решения применяется электронный блок управления (компьютер), делая систему более гибкой и обеспечивая режимы работы, недоступные для гидравлической системы.
Что представляют собой коды ошибок? По какой причине загорается индикатор «OD OFF», «Hold», «S» или «Check AT»? Почему не функционируют переключатели передач?
Автоматические коробки передач с электронной системой управления функционируют благодаря бортовому трансмиссионному компьютеру. Этот компьютер может быть отдельным устройством или интегрирован в блок управления двигателем.
Компьютер получает сигналы от датчиков, установленных как в АКПП, так и за ее пределами (скорость, дроссельная заслонка, положение РВД, температура масла АКПП и т.д.). Обрабатывая эту информацию, он формирует команды для исполнительных устройств АКПП (соленоидов), тем самым управляя ее работой.
Кроме управления, компьютер осуществляет контроль и диагностику неисправностей. Для всех входных сигналов установлены допустимые пределы изменения. Если сигнал выходит за эти границы, компьютер записывает в память код неисправности (Diagnostic Trouble Code — DTC).
Компьютер также контролирует сопротивления выходных цепей (либо токи, протекающие по ним) и при их отклонении от заданных значений записывает соответствующий код неисправности.
В дополнение к этому, компьютер сравнивает показания датчиков оборотов входного и выходного вала АКПП, контролируя передаточное отношение коробки передач. Отклонения вычисленного передаточного отношения от заданного являются признаком проскальзывания.