Автомастер по вызову: как начать работать на себя
В ситуации, когда из-за каждой мелкой поломки на дороге приходится вызывать эвакуатор, ждать очереди на диагностику и переплачивать за услуги сервиса, автомастера по вызову становятся все более востребованными. Для тех, кто решился заняться этим бизнесом самостоятельно – советы мастеров онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com
С ЧЕГО НАЧАТЬ
«У нас в профессии так: глаза боятся — руки делают», — рассказывает Василий, 27 лет.
Все мастера в один голос заявляют, что главное в профессии — опыт. Специальное образование пригодится, но оно не обязательно. По крайней мере, не настолько критично, как в сфере медицинских услуг. Если у человека есть представление о машине и интерес к делу, со времени можно разобраться со всем остальным. Самые распространенные варианты для новичков: устроиться учеником механика, закончить профильный учебное заведение, вуз, изучить конструкцию автомобилей самостоятельно или пройти переподготовку у дилера, если базовые знания уже есть.
Олег, 26 лет: «Я занимаюсь машинами с 13 лет, у меня есть профильное средне-техническое и высшее образование. Начинал с ученика механика, а сейчас вырос до автоэлектрика-диагноста. Поначалу выполнял простые поручения: “Принеси, подай, уйди, не мешай“. Не обученный человек не сможет сразу разобраться в двигателе или поменять ремень ГРМ, знания приходят с опытом».
Дмитрий, 27 лет: «Я закончил МАДИ. Профильное образование помогает в работе. Но по большей части нас обучали по старым схемам и моделям автомобилей, так что особенности новых конструкций, принципы работы узлов пришлось изучать самому.
Основные детали конструкции по сути не меняются, а электронные системы постоянно дорабатываются. Чтобы быть в курсе последних новостей, я смотрю обучающие курсы, видео на YouTube. Я почти всегда нахожусь в машине, смотрю ролики, пока стою в пробке».
Василий, 27 лет: «Конечно, образование помогает, особенно если специализироваться на определенных марках. Раньше я работал у официального дилера, проходил обучение в академии General Motors. Опыт работы с автомобилями к тому времени у меня уже был, это были курсы повышения квалификации.
Обучение делится на 3 этапа — серебряный, бронзовый, золотой. После прохождения последнего уровня ты получаешь сертификат, с которым можешь работать в представительстве компании General Motors в любой стране».
КАКИЕ РАБОТЫ МОЖНО ПРОВЕСТИ НА МЕСТЕ
Во дворе дома или на шоссе можно выполнить только ограниченный перечень работ: заменить лампочку, колесо, свечи, фильтры, починить дверной замок, «прикурить» аккумулятор. Замену ремня ГРМ, комплексное ТО и ремонтные работы посложнее лучше проводить в специально оборудованном помещении.
Олег, 26 лет: «Помню одно зимнее задание. Kia Sportage не заводилась в мороз. В Москве в этот день было -28С, в Зеленограде, где стояла машина, все -35С. Автомобиль застрял в поле, на месте справиться не удалось, пришлось тащить его до ближайшей автомойки, чтобы хоть чуть-чуть отогреть и завести».
Мало кто согласится лежать под машиной на пыльной земле, даже если на улице лето и есть возможность укрыться тентом на случай дождя. Ситуацию усложняет необходимость возить с собой специнструмент. Для каждой марки и модели понадобится свой ключ, съемник, средства диагностики. Чтобы оборудование на все случаи жизни было под рукой, придется возить с собой целый прицеп или отдельную машину.
Сергей, 31 год: «При вызове автомастера практически все заказчики говорят, что поломка — ерунда, а вместо ерунды оказывается, что нужно отремонтировать полмашины. Чтобы это сделать на месте, нужен набор инструментов, который не уместится в багажнике».
Мастера, у которых нет своей мастерской, выбирают специализацию — например, заряжают аккумуляторы или проводят диагностику. И возят с собой только необходимое для этого оборудование.
Дмитрий, 27 лет: «Я работаю на себя, занимаюсь выездной диагностикой перед покупкой автомобиля. Читаю коды ошибок, проверяю состояние кузова, провожу комплексный осмотр и помогаю принять решение, стоит ли тратить деньги на машину».
КАК ОТКРЫТЬ СВОЮ МАСТЕРСКУЮ
Автомастера, которые работают на себя, со временем задумываются о собственной мастерской или сервисе. Специально оборудованное помещение позволяет выполнять разнообразные заказы, обслуживать большинство марок автомобилей, развивать собственный бренд. При этом придется потратиться на аренду помещения и закупку специнструментов.
Дмитрий, 30 лет: «Чтобы развиваться в этой профессии, нужно желание. В первую очередь, важно разбираться в устройстве автомобиля, постепенно накапливать опыт. Сначала открыть гараж, потом снимать помещение побольше. И так дойти до нужного объема заказов, при котором будет выгодно арендовать хорошее помещение под сервис».
Василий, 27 лет: «Во сколько вам обойдется содержание собственной мастерской, зависит от аренды и стоимости инструментов. Сначала придется вложиться. Для каждой марки нужно закупить свой специнструмент, а он дорогой.
В самом начале, для базового открытия сервиса понадобится 300-400 тысяч рублей, 70-80 тысяч рублей в месяц будет уходить на его содержание».
К ЧЕМУ БЫТЬ ГОТОВЫМ ПРИ ВЫЗОВЕ
Проблема сложнее, чем кажется. Проводить диагностику поломки по телефону практически невозможно. Редко встречаются заказчики, которые разбираются в автомобилях и сразу могут сказать, что случилось. Как правило, задача звучит так: «Машина встала и не заводится», «Что-то сломалось». По словам исполнителей, минимум в 80% случаев проблема, которую озвучивает заказчик, сложнее, чем кажется. В процессе диагностики выявляются скрытые повреждения, неочевидные поломки, которые во дворе дома не устранишь.
Сергей, 31 год: «Часто слышу такое описание проблемы: «У меня стучит что-то». Но в автомобиле может много чего стучать. Обычно я осматриваю автомобиль, проезжаю на нем несколько метров и приблизительно понимаю, что случилось. Затем загоняю на подъемник, диагностирую, нахожу поломку».
Сезонность. Если выбирать специализацию, нужно учитывать, что объем некоторых видов работ зависит от сезона. Например, зимой значительно больше заказов, связанных с помощью на дороге: в холода разряжаются аккумуляторы, автомобили застревают в снегу. В теплое время года таких проблем нет.
Олег, 26 лет: «За три зимних месяца я заработал 83 тысячи рублей, при том, что брал заказы в свободное от основной работы время. Вечером или в выходные смотрел, нужно ли кому-то помочь, получал 1000-1500 рублей за выезд».
Дополнительные работы. Встречаются поломки, которые могут скрывать другие повреждения. Если машина старая или требуется ремонт после удара, нужно учитывать, что работы в итоге могут стоить дороже изначальной суммы.
Дмитрий, 30 лет. «Если есть вероятность, что будут скрытые повреждения, стоимость услуг стоит озвучивать с запасом, потом клиенту будет сложно объяснить, почему повысилась цена. Однако бывают разные скрытые повреждения. Например, если нарушена геометрия кузова, это повысит стоимость работы процентов на 200. Все предусмотреть сложно».
Сломанный телефон. Мастера не рекомендуют браться за заказ, который вам кто-то перепоручил. Вы не будете знать всех нюансов и предыдущих этапов работ, а ответственность за результат ляжет на вас.
Олег, 26 лет: «Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, я предпочитаю работать с заказчиком автомобиля напрямую. Приезжаю на место, спрашиваю документы, потом только приступаю к ремонту».
СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ АВТОМАСТЕРОМ ПО ВЫЗОВУ, И КАК УВЕЛИЧИТЬ ДОХОД
Как любым специалистам, которые работают на себя, автомастерам приходится постигать тонкости общения с заказчиками, применять клиентоориентированный подход. Некоторые предлагают бесплатную диагностику, другие — договариваются об оплате по факту, только в том случае, если поломку удалось устранить.
Дмитрий, 27 лет. «Каждая ситуация уникальна, поэтому в нашем деле важен индивидуальный подход. И, конечно, всегда нужно быть пунктуальным и вежливым».
Василий, 27 лет: «Заработок автомастера зависит от его уровня и специализации. Обычный механик может зарабатывать 60-70 тысяч рублей в месяц. Мастер, который занимается диагностикой, разбирается в электрике и электронике, может получать больше 120 тысяч».
Олег, 26 лет. «Онлайн-сервисы помогают накопить клиентскую базу. Месяц назад ко мне обратилась девушка на Huindai Solaris, я поменял ей свечки. На днях она снова позвонила — двигатель сломался. Привезла машину в мастерскую, буду делать. Теперь она мой постоянный клиент».
Сергей, 31 год. «Мы сразу озвучиваем клиенту, какие могут быть сложности, что может увеличить стоимость работ. Диагностику производим бесплатно. Я предпочитаю честно и откровенно вести диалог. Зачем клиента обманывать, чтобы он потом не вернулся?».
По словам автомастеров, главное в профессии — опыт. На первом этапе, чтобы его накопить, можно выполнять заказы за небольшую сумму, учиться у других мастеров. Со временем, когда уровень мастерства повысится и появится коллекция специнструмента, можно задуматься о собственном гараже, мастерской или полноценном сервисе.