Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Собирательство — страшная штука. Оно наверняка входит в первую десятку самых осуждаемых грехов человечества. Однако люди собирали, собирают, и, надеюсь, будут собирать все, что угодно: чехлы для зонтиков, фантики от турецкой жвачки, не говоря уже про солидные коллекции спичечных этикеток, изделий из драгметаллов или автомобилей.
Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Расписывать дивной красоты и стоимости коллекции Rolls-Royce и прочих Ferrari нет нужды, тем более, что теперь все это можно увидеть и в российских музеях. Правда в наших технических собраниях более всего встречаются бронированные милитаристские монстры — спасибо родному ВПК, который на всякий военный случай, наворотил столько всего, что хватит не на одну сотню музеев.

Мы поговорим о коллекционировании масштабных моделей автомобилей. Наших, отечественных. Легковых и грузовых. Автобусов и коммерческой техники. Специализированные магазины, интернет-магазины, включая иностранные и прочие доски объявлений, отчасти, несколько снизили градус азарта коллекционирования, который ранее был неизменно сопряжен с выискиванием редких экземпляров. Сегодня если есть деньги — будет и коллекция. Но это утверждение справедливо для коллекционирования вообще, и потом, настоящие собиратели так не поступают. 

Два слова о прошлом отечественной авто-миниатюры. В СССР было три предприятия, которые на стабильной основе радовали коллекционеров своими копиями москвичей, волжанок и КАМАЗов в масштабе 1/43: саратовский «Тантал», соседний с ним «Радон» из г. Маркс и казанский «Элекон». Их модели были выполнены вполне качественно и верно повторяли пропорции оригинала. (Подобных моделей не счесть в современных коллекциях, правда и тут встречается много якобы номерных подделок «под СССР») Тогда при известной сноровке, хорошей учебе, примерному поведению, вовлечению в процесс собирательства отца, старшего брата — нужное подчеркнуть — был велик шанс заполучить в коллекцию внеплановый Москвич-412 или «Волгу» ГАЗ-24. Стоимость копий варьировалась от полутора советских рублей за пластиковую версию, до 8‑9 рублей за правительственный ЗиЛ или «Волгу» ГАЗ-24. У нее, кстати, была проработана подвеска, открывались все (!) двери, крышки багажника и капота. Как апофеоз взлета отечественной автокопийной мысли — модель ВАЗ-2121: открывались все двери и поворачивались передние колеса! Существовали даже варианты с прицепом «Скиф».

Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Костромской электро-механический завод был славен отличной копией самосвала МАЗ-503А. Из самой вопиющей неправдоподобности был цвет кабины — синий металлик. В такой не красили реальные автомобили даже для иностранных выставок зарубежный продавец автотехники, Во «Автоэкспорт». Тогдашние коллекционеры считали, что копия только тогда копия, когда она выкрашена в правдоподобный, советский цвет. 

Теперь о моделях, чья правдоподобность оставляла желать лучшего, но других-то не было. Периодически прилавки советских магазинов озаряли своим светом изделия ленинградского предприятия «Двигатель». Завод, снабжавший своей продукцией военно-морской флот, для советской детворы ваял копии газовской полуторки ГАЗ-АА и микроавтобуса РАФ-977. Если честно, то модели больше были похожи на игрушки для песочницы в силу своей избыточно-прочной конструкции, но выбирать не приходилось. Впрочем, это еще не самое страшное. 

Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства
Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Были и откровенные уродцы, такие как модель ушастого запорожца ЗАЗ-968 от завода «Прогресс». Очень поверхностная копия, чудовищные расцветки кузова и шин. (Встречались даже желтые и красные покрышки.) Зато у модели открывались две двери, а скромная надпись на упаковочной коробке «модель-копия» сразу затыкала рот всем тогдашним сверстникам-завистникам. Кстати, ценник на хорошо сохранившийся франкенштейн с аутентичной коробочкой и сейчас может заткнуть рот от удивления — настоящие ретро-модели в моде. 

Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Еще из советского наследия надо обязательно вспомнить продукцию киевской фабрики игрушек, которая прославилась копией Волги М-24 в масштабе 1/43. Она уступала по качеству изготовления и проработанным мелочам саратовской версии, но и сегодня способна украсить любую коллекцию. Украина, кстати, во времена СССР была почти монополистом по части выпуска моделей-копий. Те, кому от 45 лет и много старше, запросто вспомнят пластмассовые, пусть немного корявые, но копии иностранных Autobianchi Primula или Renault R16, существовавшие в личных игрушечных гаражах своего детства. Кстати, ту же «Волгу» в масштабе близком к каноническому 1/43, выпускало объединение «Черноморская игрушка» из Одессы.

Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Перестройка, демократия и все остальное, что привело позже к распаду СССР, отразилось и на автоколлекционировании. В начале, в хорошем смысле. Примерно со второй половины 80‑х, в магазинах под интригующим названием «Галантерея», появляются металлические копии самосвалов ЗиЛ. Тем самым разбит куцый модельный ряд грузовиков от «Элекона» в виде ЗиЛ-131 и нескольких версий КАМАЗа. Коллекции счастливчиков пополняются копиями известных самосвалов ЗиЛ-555 и ЗиЛ-130 В с полуприцепом ОдАЗ. Их выпускал завод «Электроприбор» из г. Каменец-Подольский. К слову, и сегодня можно найти эти «зилки».

Ленинградское объединении «ЛОМО» вовсю штамповало копии ЗиС-5, включая всевозможные варианты надстроек на грузовик. Завод «Электромаш» из Украины выпускал под занавес СССР вполне неплохие УАЗ-459 и ГАЗ-69.

Наконец, Горьковский автозавод, примерно в конце восьмидесятых, выпускал копии своих ГАЗ-24 и ГАЗ-14. «Чайка» вышла увесистой и лишенной всякого мелкого декора, который присутствует в моделях этого членовоза советской поры от сегодняшних производителей. 

Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Распад империи вынес на первый план талантливых кустарей-одиночек. На оборудовании, подчас оставшемся от крупных игрушечных объединений, стали выдавать штучными тиражами невиданные доселе модели ЗиСов, ЗиЛов и прочих 21‑х волг и побед в кузове кабриолет, модификации «Звезда» и прототипов Победа-НАМИ, выполненные из смолы. (Копии в металле появятся лет через 5‑7.) Но к тому времени денег на такое художество у подавляющего большинства коллекционеров не было. Что касается проверенных заводов, то тут собирателей постигла другая беда — цинковая чума. Модели от саратовских и некоторых других предприятий стали самопроизвольно вздуваться, а затем рассыпаться на очень мелкие части, словно на них оттачивали свои волшебные способности одноклассники Гарри Поттера. 

Примерно к середине 2005 года коллекционеры стали отмечать появление в продаже достаточно качественных копий советских авто. Самые прозорливые кустари от кооперативного модельного творчества проторили дорогу в Китай. Ехали они туда с чертежами и цветными фото тех моделей, какие хотели получить. Общие нестыковки, трудности перевода, а иногда и другие непредвиденные ситуации сказались на точности пропорций, цветовой гамме и прочих нюансах, но дали свои плоды — наш коллекционер получил возможность выбора! Серийные, мелко-серийные, а то и вовсе прототипы советских малолитражек, грузовиков, автобусов и спец-транспорта буквально хлынул на наш рынок. Впрочем, это справедливо и для зарубежных коллекционеров советской техники, им тоже перепало. 

Так как в странах Юго-Восточной Азии в основном сконцентрирован основной костяк модельных фабрик, стали появляться клоны копий именитых лейблов. Складывалось впечатление, что в первую смену выпускали копию под известным коллекционным брендом, а во вторую на том же заводике ваяли несколько упрощенный вариант под неизвестной никому маркой типа «Сделано в чайна-таун-роуд-муви-хеппи энд, бульвар Оззи Осборна, пом. 11342». Так автор в прошлом году увидел в сетевом немецком универмаге «Мюллер» копию ГАЗ-21 в масштабе 1/24 в ливрее полиции ГДР, сделанную неизвестной фирмой из Вьетнама.

Но вернемся в родную сторону, в 2009 год. Именно тогда собирательством копий автомобилей времен СССР заболели даже те, кто до сей поры к «моделькам» был равнодушен. Итальянское издательство De Agostini — тут звучат фанфары или современное та-дам, кому как нравится — выпустило на наш рынок настоящего джина — журнальную серию «Автолегенды СССР». Джин дал старт массовому собирательству в виде родственных веток в виде легендарных тракторов, грузовиков, автобусов, танков и бронемашин. Эти доступные серии позволяли собирать как то, что предлагала фирма, так и доделывать/переделывать копии, придавая ей правильный, аутентичный вид. 

Скажем, серия «Автолегенды стран СЭВ», это, по сути, сплошь советские модели или их клоны. «Автолегенды Польши» дали нам грузовик Люблин-51 (ГАЗ-51) и Варшаву-203 (седан ГАЗ М20). Румынские автолегенды внесли свой вклад в виде копии ARO M-461 (внешне ГАЗ-69) и т. д. Что касается цены — первые модели стоили по сегодняшним временам копейки — от 100 до 500 рублей, а массовыми стали благодаря их распространению через сеть киосков периодической печати. 

Если поколение отцов в семидесятые прошлого века заводило дружбу с киоскерами, чтобы добыть дефицитный еженедельник «Футбол-Хоккей», поколение детей в начале века нынешнего стремилось завоевать расположение продавца, чтобы тот отложил номер с ВАЗ-2106, моделью автомобиля, с которым прошло детство новоявленного собирателя, а для его родителей — вся жизнь. 

Постепенно наладился и рынок сопутствующих товаров к моделированию — более точных копий шин, дисков, всевозможных надстроек, наклеек и декалей, дополнительных фар и фонарей, антенн, поводков стеклоочистителей и массой всего остального. На профильных форумах собирателей появился раздел «Доработка моделей». Подчас копеечные вложения и всякие допы настолько преображали модель, что уже было и не сказать, что это обыкновенная «журналка». Термин, кстати, настолько закрепился, что современный рынок моделей можно разделить на доступные «журналки» и дорогие копии от грандов модельного искусства, чьи изделия стоят 15 тысяч рублей, а то и много больше.

Чтобы понять, за что вы платите такие деньги, достаточно сравнить журнальный вариант того же ГАЗ-51 от De Agostini и его брата от компании DiP Models. Ценовой «вес»: 700 рублей против 8 тысяч. (Цены, естественно, средние.) Пластиковая упаковка с картонным дном, против коробочки из жесткого плексигласа с небольшим буклетом о машине и достоинствах модели-копии. В первом случае это будет достаточно похожая копия бортового грузовика скромного зеленого цвета. Во втором почти произведение искусства, которое хочется разглядывать часами. Этот же производитель отметился очень качественными копия легковых автомобилей, автоприцепов и т. д.

Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Еще один поставщик советских и российских автомобилей — компания SSM. Море газовских, мазовских и других грузовиков, не считая троллейбусов и автобусов. Цены от 2 до очень многих тысяч. Если вы фанат копий ЛиАЗов, ПАЗа или КаВЗ — вам сюда. 

Поклонникам автобусной темы рекомендую творчество компаний Classicbus или Vektor-models. К уже упомянутым автобусным лейблам добавляются копии венгерских «Икарусов» и львовских ЛАЗов. Цены в зависимости от модели и способа ее исполнения: металл, либо пластик. 

Для тех, кто не желает платить большие деньги, но получить качественную копию хочет, рекомендую компанию AVD (Автомобиль в деталях). Если вы в детстве ходили в авиамодельный кружок и имеете навыки работы с красками и клеем, сможете собрать копию сами. В ассортименте компании как модели классических советских грузовиков, так и редкие версии автокранов, самосвалов, поливомоечных машин и прочей коммунальной техники. От тысячи рублей за простенький бортовой МАЗ-205 или ЗиЛ-130, до навороченных версий чего хотите.

В категорию «1 тысяча» попадают копии советских грузовиков от фирмы «Наш Автопром». КраЗ, МАЗ, ГАЗ, включая довоенные модели, плюс большое количество легковушек. Качество хорошее, модели легко поддаются доработке и конверсии, благо есть компании, которые выпускают оси и мосты с поворотными колесами и аутентичным рисунком протектора шин. Вдобавок, вновь появились талантливые кустари-одиночки. Используя массовую продукцию, они доводят ее до совершенства, включая персональное пожелание придать узнаваемые черты семейной ВАЗ-2102 обыкновенной «журналке». Либо наоборот, копии придают бывалый, грязный вид. 

Есть фирмы специализирующиеся на не серийной продукции. Их конек — забытые или очень редкие копии автомобилей. Цена здесь соответствующая, но вы получаете раритет. Так мастерская «Уральский Сокол» предлагает трехосный вариант ГАЗ-25 (трехосная «эмка») или ГАЗ-66 в десантном варианте. Обе стоят в районе 10 тысяч и более. 

Два слова о масштабе копий. Все, о чем здесь шла речь, это преимущественно классический масштаб 1/43. Если вы настроились на долгое и вдумчивое собирательство, придется думать и о «выставочных» площадях. Самый простой и компактный вариант — масштаб 1/87. Правит бал здесь известная компания Herpa. Она, кстати, выпускает достаточное количество отечественных моделей из пластика. Еще больший ассортимент родных «Уралов» и КаМАЗов выпускает компания Rusam. 

Если жилплощадь позволяет, присмотритесь к масштабу 1/24. Раньше из всего советского можно было сыскать лишь варианты ГАЗ-21, ГАЗ-20 и ГАЗ-12 ЗИМ от китайской Yat Ming (кстати, достаточно редкие на сегодня модели). Сегодня вторую жизнь этому масштабу дала компания «Ашет Коллекция» (Hachette). Издательство выпускает в столь представительном масштабе копии советских легковых автомобилей и микроавтобусов. Первые стоили меньше тысячи, сейчас просят от 1600 рублей и выше за экземпляр. С развитием серии «Легендарные советские автомобили» рынок откликнулся и всевозможными допами для этого масштаба, что открывает большой пласт конверсии. 

Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Еще более высокий класс можно показать, замахнувшись на копии, выполненные из металла под давлением в масштабе 1/18. Здесь правят балом китайские IXO, I-Skale, IST, Premium Skale Models и отечественная SSM. Советские «Волги», «Запорожцы», УАЗики, «Самары» и «Жигули» будут украшать ваши полки. Неплохая деталировка и проработка салона, реалистичные цвета — все это будет радовать по цене от 4000 «рэ» и выше за каждую копию. 

Автолегенды СССР: модели, которые все помнят с детства

Наконец, вершина собирательства, масштаб 1/8. На такой королевский размах покусилось издательство De Agostini. Вы получите копию ГАЗ-21, ВАЗ-2101 или ГАЗ-20, но не сразу. Каждый месяц будете искать и покупать детали автомобиля, чтобы через пару-тройку лет собрать раритет. Это самый правильный путь. Можно пойти и по легкому варианту, купить модель сразу, готовую, которую за вас собрал энтузиаст. Такие варианты стоят от 20 и более тысяч рублей за готовую машину. Приобретать фрагменты по отдельности обойдется в заметно меньшую сумму, а каков азарт! Существенный плюс — у такой модели работающая подвеска, горят фары и габариты, работает сигнал, открывается все, что можно открыть.

Если кратко, то сейчас самое время заняться коллекционированием моделей отечественной техники. Выбор по масштабу и цене огромен, как и вектор приложения: легковые, автобусы, троллейбусы, военная и гражданская техника и т. д. Главное заранее определить границы собирательства, иначе оно вас затянет настолько, что бы забудете все свои прошлые привязанности и привычки и станете «рабом лампы». Хотя, некоторым женам коллекционеров это даже нравится. «Зато не пьет» — успокаивают они себя, глядя на полки уставленные копиями советских легковушек и грузовиков, подчас не догадываясь о том, сколько стоят некоторые экземпляры. Как я уже говорил, собирательство — страшная штука.


Источник