Автокредитование в России и ключевая ставка: гвоздь в крышку, или крышка?
В России фиксируется резкое снижение выданных автокредитов в срезе по месяцам — как по количеству, так и по объёму (в деньгах). 13 сентября ЦБ РФ «дополнительно» поднял ключевую ставку до 19%. Ну и это ещё не всё: как бы пытаясь «сгладить» возможные последствия, Минпромторг объявил о возобновлении программ льготного автокредитования, однако повышенный утилизационный сбор с 1 октября никто не отменял…Как всё это соотносится между собой, что делать в такой ситуации покупателю, и что прямо сейчас происходит с выдачей автокредитов в России — детально разбираемся в «экономике» вопроса в сегодняшнем материале.
Где-то растём, где-то — падаем
Автокредитование в России за последний месяц значительно упало: в августе 2024 года банки выдали россиянам 117,86 тыс. автокредитов на общую сумму свыше 173,35 млрд руб., тогда как показатели июля были на уровне 138,08 тыс. кредитов и сумма 205,66 млрд рублей соответственно (на самом деле, выше). Таким образом, автокредитование в августе по отношению ко второму летнему месяцу в количественном выражении сократилось на 15%, а по объёму (в деньгах) — на 16%, — такие данные приводит Объединённое Кредитное Бюро (ОКБ).
Также любопытно сравнить показатели августа 2024 года с цифрами прошлогодними. И здесь картина следующая: за август-месяц 2024-го банки выдали россиянам 117,86 тыс. автокредитов на 173,35 млрд руб.
Учитывая, что в августе 2023 г. было выдано в общей сложности 75,79 тыс. автокредитов на 115,96 млрд руб., то это значит, что в годовом отношении кол-во выдач в нашей стране выросло на 56%, а объём – на 49%. При этом средняя сумма автокредита снизилась на 4%: с 1,53 млн руб. в августе 2023 г. до 1,47 млн руб. в августе 2024 г.
Между прочим, всего по итогам 8 месяцев текущего года в России выдано 935,52 тыс. автокредитов на общую сумму более 1,37 трлн руб. По отношению к аналогичному периоду прошлого года количественно автокредитование в России выросло на 77%, а в объёме — сразу на 86% (!)
По регионам
Здесь наблюдается та же самая тенденция: практически во всех регионах РФ темпы автокредитования снижаются, причём кое-где фиксируется очень сильное падение.
Например, в Еврейской АО количественно выдача автокредитов в августе по отношению к июлю текущего года сократилась на 32%, а объём – на 45%; в Курской области число выданных кредитов упало на 34%, а в денежном выражении зафиксирован спад — 42%. Из общероссийской статистики выбивается ситуация с автокредитами в Алтайском крае. Здесь, напротив, количество выдач возросло на 14%, а объём увеличился на 29%.
Ниже — список регионов с самыми высокими показателями автокредитования по итогам августа 2024 года:
— Москва: 7,78 тыс. автокредитов на общую сумму 15,20 млрд руб.
— Московская обл. (7,94 тыс. кредитов, 13,55 млрд руб.)
— Санкт-Петербург (5,48 тыс. кредитов, 9,44 млрд руб.)
— Краснодарский край (5,19 тыс. кредитов, 7,92 млрд руб.)
— Татарстан (5,11 тыс. кредитов, 7,52 млрд руб.)
Кстати, из данных ОКБ следует, что в августе 2024 года самые крупные автокредиты (в деньгах) банки выдавали жителям Москвы – в среднем 1,96 млн руб., Ненецкого АО (1,78 млн руб.), Ямало-Ненецкого АО (1,74 млн руб.), Санкт-Петербурга (1,72 млн руб. и Московской области (1,71 млн руб.).
Автокредиты «придушили»
Ужесточение условий выдачи кредитов, потом заседание ЦБ РФ 26 июля — и повышение «ключа» до 18%, затем 13 сентября («пятница тринадцатое»), рост ключевой ставки уже до 19% — значительного падения в августе и следовало ожидать.
Как мы помним, недавно Минпромторг возобновил программы льготного автокредитования, но они распространяются на очень ограниченный набор новых машин с локализацией от 1 600 баллов и выше, на ограниченное число категорий граждан РФ (на медицинских работников, работников сферы образования, участников СВО и членов их семей, граждан с инвалидностью, а также семей с детьми, приобретающих автомобиль в субъектах Дальнего Востока). И, вдобавок, никакой скидки при покупке авто с пробегом в кредит не дают — а б/у автомобили по-прежнему занимают значительную долю в общих объёмах автокредитования в России.
ОКБ в этой связи приводит такие данные: за август 2024 года в России было выдано 23,27 тыс. кредитов на покупку автомобилей с пробегом на сумму 36,88 млрд руб. (21% и 23% по количеству и по объёму от общего числа выданных в августе автокредитов). Месяцем ранее, в июле 2024 года, на «бэушки» в течение месяца банки «расщедрились» на 26,59 тыс. выданных автокредитов на общую сумму 41,17 млрд руб. Как видим, и по б/у заметно значительное падение месяц к месяцу.
Всё для людей (?)
А теперь, смотрите внимательнее, интересное «кино» получается: ставку ещё подняли, с 1 октября вырастает утилизационный сбор на автомобили, льготные кредиты дают только на «высоколокализованные» машины не дороже 2 млн рублей (кроме электромобилей), инфляция никуда не делась, про рост реальной з/п по массовым специальностям мы пока не слышали — что и как мы будем покупать?
Ответ прост: подавляющее большинство населения смогут позволить себе, вероятно, «Лады» (в основном это Гранта), а кто «побогаче», будут брать «Москвич 3». Ну а те, кого кто-то считает «обеспеченными людьми», смогут позволить себе, возможно (!), купить Haval Jolion из Тулы.
«Вторичке» мы не завидуем — «покурите» пару классифайдов, проследите динамику цен за последние месяцы — и всё становится понятно, как и то, что дешевле не будет. Будет только дороже. Запасайтесь машинами до 1 октября, успевайте — это не реклама, это не SMM-акция, и не попытки создать искусственный ажиотаж — это реальная ситуация, которая требует реальных и незамедлительных действий. Удачи в покупке нового авто (пусть и с пробегом), и берегите себя — и свои кошельки.