Автодом на базе УАЗа: воплощение мечты советского путешественника

Изображение: img.freepik.com


Жилые автомобили-кемперы не получили популярности ни в СССР, ни в России после распада Союза из-за разных причин. Отечественные опытные и малосерийные машины оказались слишком дорогими. Тем не менее, желающие приобрести автодачу на базе российского автобуса или фургона есть. Самым доступным вариантом оказалось самостоятельное оборудование кемпера.


Московский инженер Григорий Дьяконов хорошо помнит время, когда люди на личных автомобилях свободно ездили по всей территории СССР. Впервые за границу отправился с семьей в конце 1960-х годов.
ЗАЗ-965 С большим багажником на крыше Григорий был готов без колебаний отправиться в дорогу с женой и дочерью уже в 1990-х, когда немногие решались провести отпуск на колесах. Тогда он не боялся ни криминала, ни финансовых проблем, как и сейчас. Тем более что именно в 1990-х появилась возможность приобрести более вместительный автомобиль, чем ижевский «». Москвич-412-028», на котором в то время ездил Григорий.

Изображение: img.freepik.com


Что за доступный автомобиль соединяет вместительность автобуса с размерами легкового авто и превосходной проходимостью?
УАЗ-452Григорий за небольшие деньги приобрел УАЗ, более вместительный и удобный для проживания, чем стандартная модель «буханки», по цене подержанных «Жигулей». Кузов машины Дьяконова не собран вручную. Такие автобусы с высокой крышей выпускал для киностудий Черниговский завод. Модель именовалась АКСМ-01 и маркой «Десна-2М». Нужно отметить, что «уазики» с таким кузовом довольно редки — их производили небольшим тиражом, а машины из разных партий несколько различались. Все сохранившиеся в Москве экземпляры отличаются друг от друга формой и размерами задней части и надстройки.


На обложке заводской инструкции приобретенного бу авто на красивом почерке кто-то написал неофициальное имя машины — «Глафира».


Бывший хозяин утверждал, что автобус первоначально не использовался на киностудии, а служил служебным транспортом «кинематографистов» в штатском. В салоне сохранились кронштейны и поперечные растяжки, на которых раньше находилось специальное оборудование. Неизвестно, было оно связано с кино или предназначено для чего-то другого, но важно, что эти крепления оказались полезными при создании жилого интерьера собственными руками.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com


Высокая крыша дает возможность стоять в салоне во весь рост. Там, на той высоте,…
УАЗ-2206 Дьяконов установил багажные полки и сетки-гамаки на потолке своей машины, как спереди, так и сзади салона. Несмотря на компактную планировку жилого пространства, вовместилось всё необходимое, без чувства тесноты. В машине никогда не было капитальной перегородки между кабиной и салоном.


Как и в обычном микроавтобусе, по левому борту «Глафиры» установлены два двухместных пассажирских сиденья из корейского минивэна. Григорий приобрел их на разборке. В кабине без труда заменили старые сиденья креслами с подголовниками от современного УАЗ-3742, которые без переделок ставятся на штатное крепление. Эти сиденья достаточно мягкие. «На жестких пусть ездят автогонщики!», — поясняет Григорий. Полезным дополнением является также самодельная обивка дверей.


Задний отсек салона оборудован мягким диваном, служащим первым спальным местом. В пассажирском салоне за спинками сидений водителя и пассажира расположился большой удобный стол. Благодаря мебельным петлям его можно разложить в спальную полку для двух человек. Он одновременно выполняет функции кухонного, обеденного и письменного стола. Под столом находится выдвижная раковина с возможностью мытья рук, посуды и приготовления пищи. В углу под столом установлен компактный переносной холодильник.


За дверью справа стоял шкаф из домашней кухни. В кузов обычного автомобиля такого размера поместиться не смог бы, а тут стал местом для нужных на дорогу предметов. На его стенку хозяин прикрепил раскладывающийся столик.

Изображение: img.freepik.com


Для обогрева помещения штатными средствами недостаточно, поэтому Григорий установил в задний отсек салона печку от…
Москвича-2141В неё подаёт жидкость электрический насос с «Газели». Также имеется туристский китайский газовой нагреватель, работающий от обычного баллона.


В углу стола возле перегородки кузова установлен обычный бытовой блок розеток для нескольких электрических приборов. Для питания бытовых приборов на 220 вольт Григорий снабдил машину адаптером. Потребовался второй аккумулятор, который разместился за спинкой правого пассажирского сиденья, симметрично основному. Сзади у черниговских «уазиков» этой серии есть люк и небольшой горизонтальный отсек для запасного колеса и инструмента, куда в дороге кладут топор, лопату и необходимые автозапчасти.


Двигатель машины Дьяконова отличается от серийного «жигулевским» карбюратором «Озон». Корпус воздушного фильтра под капот УАЗа не помещался, и требовалось соединение карбюратора с отдельно стоящим фильтром от «Москвича-2141», что было осуществлено с помощью «черепахи». Григорий нашел тюнинговую «черепаху» из цветного металла вместо обычной пластмассовой. По словам Дьяконова, новый карбюратор существенно уменьшил расход топлива, что важно в дальних поездках. В городских пробках электровентилятор, установленный перед радиатором, помогает системе охлаждения двигателя. Штатный вентилятор остался на месте.

Изображение: img.freepik.com


Во время поездок по стране проходимость УАЗа позволяла Григорию заезжать в отдаленные места с красивой природой. Кемперу на ульяновском шасси пришлось покататься и по хорошим европейским трассам. В 2004 году Григорий съездил в Италию, добрался до Венеции. На невзрачном сером «уазике» с женой он пересек территорию Польши, Германии и Австрии. Никто не запрещал въезд в эти страны на машине, не соответствующей новым экологическим нормам «Евро». Правда, по словам Дьяконова, на въезде в Германию машины туристов подвергают техосмотру — проверяют исправность рулевого управления, тормозов, световых приборов. Но дискриминации по экологическим параметрам разработанный в прошлом веке автомобиль не подвергал никто. В семейном альбоме Дьяконова есть снимок, где его машина ночует на специальной парковке для жилых кемперов — таких стоянок в Европе много.


Даже если «Глафира» не так элегантна и удобна, как фирменный кемпер, а кузов уже стар, предстоит дорогостоящий ремонт, пример этого автомобиля демонстрирует интересную и доступную модификацию ульяновского внедорожника, которую производитель мог бы реализовать.

Изображение: img.freepik.com