Автодом на базе УАЗа: воплощение мечты советских путешественников.

Жилые автомобили-кемперы по разным причинам не стали популярны ни в СССР, ни после его распада. Отечественные опытные и малосерийные машины оказались дорогими. Тем не менее, желающие приобрести автодачу на базе отечественного автобуса или фургона есть. Самым доступным вариантом оказалось самостоятельное оборудование кемпера.
Источник: Грузовик Пресс
Московский инженер Григорий Дьяконов хорошо помнит время, когда обладатели личных машин могли без проблем отправиться в любые уголки Советского Союза. Самую первую продолжительную поездку выполнил вместе с родителями в конце шестидесятых годов на… ЗАЗ-965С огромным багажником на крыше Григорий был готов пуститься в дальнюю дорогу с женой и дочерью даже в 1990-х, когда немногие решались провести отпуск на колесах. Тогда он не боялся ни криминала, ни финансовых проблем, как и теперь. Тем более что именно в 1990-х появилась возможность приобрести более вместительный автомобиль. Москвич-412-028», на котором в то время ездил Григорий.

Какой бюджетный автомобиль объединяет вместительность автобуса с размерами легковушки и при этом демонстрирует превосходную проходимость? УАЗ-452Григорий купил УАЗ по цене подержанных «Жигулей». Этот автомобиль вместительнее и удобнее базовой модели «буханки» для жилья. Кузов машины не самодельный. Такой автобус с высокой крышей строил Черниговский завод для киностудий. Модель называлась АКСМ-01 и имела марку «Десна-2М». «Уазики» с таким кузовом довольно редки — их производили небольшим тиражом, а машины разных партий несколько различались. Все сохранившиеся в Москве экземпляры отличаются друг от друга формой и размерами задней части и надстройки.
На обложке заводской инструкции приобретенного подержанного авто нарисованным красивым почерком обозначено неофициальное имя машины «Глафира».
Бывший хозяин говорил, что автобус сначала не использовался на киностудии, а служил служебным транспортом сотрудников кинематографа в обычной одежде. В салоне сохранились кронштейны и поперечные растяжки, где прежде располагалось специальное оборудование. Неизвестно, было ли оно предназначено для съемок или для чего-то другого, но важно, что эти крепления оказались полезными при создании жилого пространства внутри автобуса.


Высокая крыша дает возможность стоять в салоне во весь рост. В том пространстве, где … УАЗ-2206Дьяконов установил багажные полки и сетки-гамаки на потолке своей машины, в передней и задней части салона. Несмотря на компактность жилого пространства, во все необходимое поместилось, не создавая ощущения тесноты. Перегородка между кабиной и салоном никогда не была установлена.
В «Глафире», как и в обычном микроавтобусе, по левому борту установлены два двухместных пассажирских сиденья из корейского минивэна. Григорий купил их на разборке. В кабине без труда были заменены старые сиденья креслами с подголовниками от современного УАЗ-3742 —
их без переделок можно установить на штатное крепление. Эти сиденья достаточно мягкие. «На жестких пусть ездят автогонщики!», — поясняет Григорий. Еще одним полезным дополнением является самодельная обивка дверей.
Задняя часть салона отведена мягкому дивану — первому спальному месту. В салоне пассажирском, прямо за спинками сидений водителя и пассажира, по всей ширине установлен большой удобный стол. Он служит и кухонным, и обеденным, и письменным. Стол раскладывается на мебельных петлях и превращается в спальную полку для двух человек. Под столом расположена выдвижная раковина, под которой, поставив ведро, можно мыть руки, посуду и готовить пищу. В углу, под тем же столом, размещен компактный переносной холодильник.
Справа от двери находился шкаф, перенесенный из домашней кухни. Он был слишком высок для обычной «буханки», но здесь стал вместилищем многих необходимых в дальней дороге вещей. Хозяин прикрепил к его боковой стенке откидной столик.

В салоне невозможно обогреться штатным отопителем, потому Григорий установил печку сзади. Москвича-2141В систему подаёт нагретый тосол электронасос с автомобиля «ГАЗель». Также имеется туристическая китайская газовая горелка, работающая от бытового баллона.
В углу стола возле перегородки кузова размещён бытовой блок розеток для нескольких электрических приборов. Для питания бытовых приборов на 220 вольт Григорий установил в машине адаптер. Необходим был второй аккумулятор, он поместился за спинкой правого пассажирского сиденья, симметрично основному. Сзади у черниговских «уазиков» этой серии есть люк и небольшой горизонтальный отсек для запасного колеса и инструмента, куда в дороге укладываются топор, лопата и необходимые автозапчасти.
Двигатель машины Дьяконова отличается от стандартного «Жигулевским» карбюратором «Озон». Корпус воздушного фильтра УАЗа не помещался под капот, и понадобилась переходная деталь, связывающая карбюратор с отдельно стоящим фильтром от «Москвича-2141». Григорию удалось найти не стандартную пластмассовую, а тюнинговую переходную деталь из цветного металла. По словам Дьяконова, новый карбюратор позволил заметно уменьшить расход топлива, что очень важно в дальних поездках. А в городских пробках на помощь системе охлаждения двигателя приходит электровентилятор, установленный перед радиатором. Стандартный вентилятор остался на месте.

Высокая проходимость УАЗа позволяла Григорию во время путешествий по стране заезжать в труднодоступные места с красивой природой. Кемперу на ульяновском шасси пришлось покататься и по хорошим европейским трассам. В 2004 году Григорий съездил в Италию и добрался до Венеции. На невзрачном сером «уазике» с женой он пересек территорию Польши, Германии и Австрии. Никто не запрещал въезжать в эти страны на машине, не соответствующей новым экологическим нормам «Евро». Правда, по словам Дьяконова, на въезде в Германию машины туристов подвергают техосмотру — проверяют исправность рулевого управления, тормозов, световых приборов. Но дискриминации по экологическим параметрам разработанный в прошлом веке автомобиль не подвергал никто. В семейном альбоме Дьяконова есть снимок, где его машина ночует на специальной парковке для жилых кемперов — таких стоянок в Европе много.
Хотя «Глафира» не столь красива и комфортабельна, как настоящий фирменный кемпер, её кузов хоть и не новый, но пока ещё не требует дорогостоящего ремонта. В этом автомобиле мы видим интересную и недорогую в производстве модификацию ульяновского внедорожника, если бы кто-нибудь из производителей решился ее выпустить.
