Автодом на базе УАЗа: воплощение мечты советских путешественников.

Жилые автомобили-кемперы по разным причинам не стали популярны ни в СССР, ни после его распада. Отечественные опытные и малосерийные машины оказались дорогими. Тем не менее, желающие приобрести автодачу на базе отечественного автобуса или фургона есть. Самым доступным вариантом оказалось самостоятельное оборудование кемпера.

Московский инженер Григорий Дьяконов хорошо помнит время, когда обладатели личных машин могли без проблем отправиться в любые уголки Советского Союза. Самую первую продолжительную поездку выполнил вместе с родителями в конце шестидесятых годов на… ЗАЗ-965С огромным багажником на крыше Григорий был готов пуститься в дальнюю дорогу с женой и дочерью даже в 1990-х, когда немногие решались провести отпуск на колесах. Тогда он не боялся ни криминала, ни финансовых проблем, как и теперь. Тем более что именно в 1990-х появилась возможность приобрести более вместительный автомобиль. Москвич-412-028», на котором в то время ездил Григорий.

Какой бюджетный автомобиль объединяет вместительность автобуса с размерами легковушки и при этом демонстрирует превосходную проходимость? УАЗ-452Григорий купил УАЗ по цене подержанных «Жигулей». Этот автомобиль вместительнее и удобнее базовой модели «буханки» для жилья. Кузов машины не самодельный. Такой автобус с высокой крышей строил Черниговский завод для киностудий. Модель называлась АКСМ-01 и имела марку «Десна-2М». «Уазики» с таким кузовом довольно редки — их производили небольшим тиражом, а машины разных партий несколько различались. Все сохранившиеся в Москве экземпляры отличаются друг от друга формой и размерами задней части и надстройки.

На обложке заводской инструкции приобретенного подержанного авто нарисованным красивым почерком обозначено неофициальное имя машины «Глафира».

Бывший хозяин говорил, что автобус сначала не использовался на киностудии, а служил служебным транспортом сотрудников кинематографа в обычной одежде. В салоне сохранились кронштейны и поперечные растяжки, где прежде располагалось специальное оборудование. Неизвестно, было ли оно предназначено для съемок или для чего-то другого, но важно, что эти крепления оказались полезными при создании жилого пространства внутри автобуса.

Высокая крыша дает возможность стоять в салоне во весь рост. В том пространстве, где … УАЗ-2206Дьяконов установил багажные полки и сетки-гамаки на потолке своей машины, в передней и задней части салона. Несмотря на компактность жилого пространства, во все необходимое поместилось, не создавая ощущения тесноты. Перегородка между кабиной и салоном никогда не была установлена.

В «Глафире», как и в обычном микроавтобусе, по левому борту установлены два двухместных пассажирских сиденья из корейского минивэна. Григорий купил их на разборке. В кабине без труда были заменены старые сиденья креслами с подголовниками от современного УАЗ-3742 —
их без переделок можно установить на штатное крепление. Эти сиденья достаточно мягкие. «На жестких пусть ездят автогонщики!», — поясняет Григорий. Еще одним полезным дополнением является самодельная обивка дверей.

Задняя часть салона отведена мягкому дивану — первому спальному месту. В салоне пассажирском, прямо за спинками сидений водителя и пассажира, по всей ширине установлен большой удобный стол. Он служит и кухонным, и обеденным, и письменным. Стол раскладывается на мебельных петлях и превращается в спальную полку для двух человек. Под столом расположена выдвижная раковина, под которой, поставив ведро, можно мыть руки, посуду и готовить пищу. В углу, под тем же столом, размещен компактный переносной холодильник.

Справа от двери находился шкаф, перенесенный из домашней кухни. Он был слишком высок для обычной «буханки», но здесь стал вместилищем многих необходимых в дальней дороге вещей. Хозяин прикрепил к его боковой стенке откидной столик.

В салоне невозможно обогреться штатным отопителем, потому Григорий установил печку сзади. Москвича-2141В систему подаёт нагретый тосол электронасос с автомобиля «ГАЗель». Также имеется туристическая китайская газовая горелка, работающая от бытового баллона.

В углу стола возле перегородки кузова размещён бытовой блок розеток для нескольких электрических приборов. Для питания бытовых приборов на 220 вольт Григорий установил в машине адаптер. Необходим был второй аккумулятор, он поместился за спинкой правого пассажирского сиденья, симметрично основному. Сзади у черниговских «уазиков» этой серии есть люк и небольшой горизонтальный отсек для запасного колеса и инструмента, куда в дороге укладываются топор, лопата и необходимые автозапчасти.

Двигатель машины Дьяконова отличается от стандартного «Жигулевским» карбюратором «Озон». Корпус воздушного фильтра УАЗа не помещался под капот, и понадобилась переходная деталь, связывающая карбюратор с отдельно стоящим фильтром от «Москвича-2141». Григорию удалось найти не стандартную пластмассовую, а тюнинговую переходную деталь из цветного металла. По словам Дьяконова, новый карбюратор позволил заметно уменьшить расход топлива, что очень важно в дальних поездках. А в городских пробках на помощь системе охлаждения двигателя приходит электровентилятор, установленный перед радиатором. Стандартный вентилятор остался на месте.

Высокая проходимость УАЗа позволяла Григорию во время путешествий по стране заезжать в труднодоступные места с красивой природой. Кемперу на ульяновском шасси пришлось покататься и по хорошим европейским трассам. В 2004 году Григорий съездил в Италию и добрался до Венеции. На невзрачном сером «уазике» с женой он пересек территорию Польши, Германии и Австрии. Никто не запрещал въезжать в эти страны на машине, не соответствующей новым экологическим нормам «Евро». Правда, по словам Дьяконова, на въезде в Германию машины туристов подвергают техосмотру — проверяют исправность рулевого управления, тормозов, световых приборов. Но дискриминации по экологическим параметрам разработанный в прошлом веке автомобиль не подвергал никто. В семейном альбоме Дьяконова есть снимок, где его машина ночует на специальной парковке для жилых кемперов — таких стоянок в Европе много.

Хотя «Глафира» не столь красива и комфортабельна, как настоящий фирменный кемпер, её кузов хоть и не новый, но пока ещё не требует дорогостоящего ремонта. В этом автомобиле мы видим интересную и недорогую в производстве модификацию ульяновского внедорожника, если бы кто-нибудь из производителей решился ее выпустить.