Автобусы СССР в масштабе 1:43.
Транспортные средства различных времен и марок можно объединить в одной коллекции – например, на книжной полке. Машинки автобусов, троллейбусов и трамваев доступны для покупки в специальных магазинах и онлайн.
Старожилы коллекционирования отлично помнят эпоху, когда появление уменьшенной копии машины было событием практически национального масштаба. легковушки Более желанными и менее материалоемкими выступали экспонаты — миниатюрные копии машин из гаражей (или недоступной для многих мечты), чем дубликаты автобусов, в которых люди ежедневно ездили в школу, институт или на работу в не самых комфортных условиях.
Государственный масштаб моделей в СССР формировался из-за редкого выпуска моделей, являвшихся преимущественно побочным продуктом заводов, специализирующихся на другой продукции. Иногда создавались копии грузовой техники, а автобусы выпускались крайне редко и единичными экземплярами. Основным масштабом, который сохранился и по сей день, является 1:43 — наиболее удобный для хранения моделей на полках и витринах, позволяющий достичь высокой деталировки и сходства с оригиналом, то есть копийности, как говорят коллекционеры.
В 1990-2000-е годы выпуск заводских моделей существенно сократился, однако появились частные фирмы, создающие копии автотехники малыми партиями или даже по единичным заказам. Качество таких изделий различалось в зависимости от применяемых технологий и квалификации специалистов. Стоимость также варьировалась: тиражные пластиковые модели были относительно недорогими, а металлические копии коммерческого транспорта (грузовиков и автобусов), изготавливаемые в частных мастерских с большим количеством ручного труда, имели высокую цену, но не всегда достоверно воспроизводили оригинал.
В России с приходом новой демократической эпохи появилось множество иностранных моделей разного качества, от простых игрушек до сложных экземпляров с высокой степенью детализации. Журнальная серия «Автолегенды СССР», запущенная в начале 2009 года итальянским издательством DeAgostini, стимулировала новую волну коллекционирования копий советских и российских легковых автомобилей.
Благодаря сотрудничеству с китайскими заводами массовый выпуск недорогих моделей стал экономически выгодным. Большая часть современных копий отечественных и иностранных автомобилей произведена в Китае. Вначале внимание покупателей было сосредоточено на легковых моделях, но довольно скоро появились грузовики, а затем автобусы.
Время
автобусов
Первой вышла на шаткий лёд создания крупных моделей. пассажирского транспортКомпания Classicbus решила рискнуть: автобусные модели были громоздкими, требовали больше материала и стоили дороже в производстве. Высокая цена могла отпугнуть коллекционеров. Тем не менее, первая модель — оранжевый ПАЗ-672М — стала бестселлером и запустила серию уменьшенных копий советских автобусов и троллейбусов.

Впервые под брендом «Классикбас» были представлены серийные металлические модели автобусов ЛАЗ-695Е, ЛиАЗ-677, ПАЗ-651 и многих других. Масштабные копии венгерской «гармошки» Ikarus 280 и троллейбуса ЗиУ-5 были очень хорошо приняты коллекционерами. Некоторые модели первых выпусков отличались недостаточной копийностью, что было связано как с удешевлением производства, так и с определёнными просчётами при проектировании оснастки. Затем подход к созданию новых моделей изменился, компания стала выпускать продукцию высокого качества и деталировки, что отразилось на цене. Сейчас масштабные копии Classicbus можно приобрести в одноимённом интернет-магазине за 5–7 тысяч рублей.

Успех «Классикбаса» доказал, что модели пассажирского транспорта могут быть популярны, и количество производителей их быстро увеличилось. Собирать полную коллекцию уменьшенных копий автобусов и троллейбусов стало трудным из-за выпуска дополнительных тиражей в разных окрасках и спецсерий (лимитированные выпуски с оригинальным оформлением или экипировкой), которые мгновенно опустошают кошельки даже самых опытных коллекционеров.
Компания Start Scale Models (SSM), занимающаяся также масштабными копиями фургонов, грузовой, военной, прицепной и спецтехники, освоила пассажирскую тематику. В сегменте троллейбусов SSM дебютировала модель ЗиУ-682 — самого известного советского троллейбуса. Далее последовали «синий троллейбус» МТБ-82Д, энгельсская «гармошка» ЗиУ-683, автобусы ПАЗ-3205, Кубань Г1А1-02 и МАЗ-203. Недавно SSM порадовала и удивила любителей рельсового транспорта выпущенными в масштабе 43 трамвайными вагонами Tatra T3 и 71-605.

Модели SSM характеризуются высокой степенью детализации. Цены на модели начинаются от 4 тысяч и заканчиваются 6 тысячами рублей. Трамваи, сочлененные модели и специальные выпуски имеют более высокую стоимость.
В начале 2010-х годов компания Ultra Models выпускала модели львовских автобусов ЛАЗ-695 ранних модификаций, а также уникальные модели трёхосного капотного автобуса ЯА-2, двухэтажного троллейбуса ЯТБ-3, опытных разработок НАТИ-А и ТБУ-1. Под маркой Ultra Models, относящейся к среднему ценовому сегменту, была также доступна грузовая техника в масштабе 1:43. В последние годы новые выпуски моделей от Ultra Models не появляются.

Петербургская компания «Адлер» известна масштабными моделями серии DiP Models, предназначенными для коллекционеров, которые ценят оригинальный внешний вид и безупречное качество изготовления. В ассортименте компании представлены копии легковых и грузовых машин, спецтехники, а также пассажирского транспорта. Последних пока немного. Это уменьшенные модели автобусов ЗИС-127, ЗИС-129, КАвЗ-685, КаВЗ-3270, ПАЗ-651 и ПАЗ-652. Практически все модели имеют внешнее оформление (окраска, маршрутные таблички, госномера), соответствующие определенным экземплярам, работавшим на улицах нашей страны. Стоимость таких мини-автобусов довольно высока и начинается от 7 тысяч рублей.

Для небогатых коллекционеров и мастеров-моделистов, делающих масштабные копии автотранспорта под свои или чужие нужды, существуют бюджетные серии «Автоистория» («Аист») и «Советский автобус» («Сова»). В этих сериях выпускаются упрощённые модели с более скромной деталировкой либо копии, ранее производившиеся другими компаниями — с новыми расцветками и небольшой модернизацией внешнего вида. Появляются также собственные уникальные разработки типа трёхсекционного автобуса Ikarus 293, троллейбусов ЛК и ЯТБ. Бюджетный сегмент коллекционных моделей стоит от двух до пяти тысяч рублей.

Раз
в три недели
Были обсуждены обычные модели «из коробки», выпускаемые производителями без установленного графика с переменным тиражом.
Кроме них существуют также «журнальные» модели, регулярно выходящие и являющиеся приложениями к периодическим изданиям, содержащим подробную информацию о прототипах. Классический пример легковой журнальной серии — упомянутые выше «Автолегенды СССР».
Основное преимущество журнальных моделей — доступная цена, которую удаётся достичь только благодаря большим тиражам. В некоторых случаях производители применяют упрощения, чтобы соответствовать установленным ценам. Журнальные серии распространяются по подписке, через розничные точки периодической печати и специализированные магазины. Такой способ продажи используется не только для моделей, но также для книг, музыкальных дисков, фотоальбомов и других товаров. Желание собрать полную коллекцию и опасение упустить выпуск порождают интерес к этим изданиям.
Журнальная серия «Наши автобусы», посвящённая отечественным и зарубежным автобусам, стартовала в декабре 2019 года. Издательство Modimio из Костромы выпускает её раз в три недели. Каждый номер включает небольшой журнал, коллекционную модель автобуса в пластиковом блистере и наклейку с его изображением. С первым номером прилагается альбом для наклеек.

Рекомендуемая цена каждого номера — 1499 рублей, но розничные продавцы не всегда ее соблюдают. В первых выпусках (ЛАЗ-695Н, ПАЗ-672М, Кубань Г1А1-02, Ikarus 260) использованы модели, отлитые из форм, ранее освоенных другими производителями SSM и «Совой». Оригинальность этих копий достигнута с помощью схем окраски — за исключением 260-го «Икаруса», который представлен в привычной оранжевой ливрее. В серии анонсированы и модели автобусов, ранее не выпускавшиеся, например ЛАЗ-4202, а также троллейбусы. Не исключено, что некоторые масштабные копии будут выходить как более дорогие спецвыпуски с ограниченным тиражом.

Исследование показало: энтузиастам, собирающим уменьшенные модели пассажирского транспорта, доступны модели разной степени деталировки и ценовой категории. Большинство известных автобусов и троллейбусов советских времён выпущено в масштабе 1:43, но работы для производителей ещё много: малосерийные и опытные разработки, а также модели 1990-х — 2000-х годов. Количество коллекционеров растёт, как и требования к точности копий, что стимулирует перевыпуск моделей с лучшей деталировкой. Поэтому лозунг — больше качественных моделей!
Дёшево? Сделано в Китае!
Производство большинства крупных моделей на российском и международном рынках сосредоточено в Китае. Китайские производители предлагают доступную цену конечной продукции, однако мало кому известно, как достигается подобный эффект.
Книга Пола Мидлера «Плохо сделано в Китае», вышедшая в США в 2009 году и переведенная на русский язык в 2012, раскрывает тайну низких цен на китайскую продукцию. Автор, долгое время работавший посредником между американскими предпринимателями и китайскими промышленниками, приводит примеры из собственного опыта и рассказывает о методах ценового демпинга, используемых производителями в Китае.
В дополнение к низкой оплате труда и привлечению малоквалифицированных работников, наблюдается экономия на качестве – постепенное снижение качества товаров для заказчика под видом незначительных изменений характеристик. Используются интеллектуальные наработки заказчика для выпуска похожих товаров на другие рынки (поэтому масштабные модели встречаются в измененном виде на сайтах типа «Алиэкспресса»), а также применяются запрещенные приемы, например, ценовой шантаж – резкое повышение цены продукции после заказа новой партии по ранее согласованной стоимости.
Коллекционеры масштабных моделей видят лишь часть всего – само качество миниатюрных копий. Часто перед покупкой необходимо детально осмотреть модель на наличие дефектов окраски, отсутствующих или сломанных деталей. Причина тому – недостаточная качественная приемка и проверка товара российскими компаниями-заказчиками. Тщательный подход к качеству продукции пока могут позволить себе только фирмы высшего ценового сегмента.