Почему Avatr 11 теряет управление: разбираемся в проблемах китайского электромобиля.
В начале года на российском рынке начались официальные продажи электромобилей Avatr, первым из которых стал кроссовер 11. Для ознакомления я выбрал самую дорогую комплектацию в привлекательном оттенке «песочный перламутр».
В последнее время наблюдается снижение интереса к электромобилям: европейские и американские производители заявляют о возвращении к автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, а продажи электрокаров во многих странах демонстрируют снижение. Однако ситуация иная в Китае, где гибридные и электрические автомобили устанавливают рекорды продаж и в ближайшие годы могут занять более чем половину всего рынка. В Поднебесной нет необходимости возвращаться к традиционным решениям, ведь именно электродвигатели позволили местным компаниям создавать конкурентоспособные и мощные автомобили. При этом, вопреки ожиданиям, электромобили, которые изначально считались дорогостоящими, сегодня предлагают большую мощность и динамические характеристики, чем традиционные силовые установки. Какие еще автомобили смогут предложить почти 600 лошадиных сил и разгон до 100 километров в час за 4 секунды с небольшим отставанием за 7 миллионов рублей? Только гибриды и электромобили. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания сопоставимой мощности будут стоить значительно дороже.

С такими мыслями я ехал за МКАД, чтобы забрать Avatr 11, автомобили этой модели передаются в дилерских центрах Changan. Именно эта компания совместно с IT-корпорацией Huawei и производителем аккумуляторных батарей CATL сформировала новый бренд. Спускаясь в подвальное помещение, мы проходим мимо одиннадцати стандартных цветов, и тут взгляд привлекает этот необычный перламутровый оттенок. На фоне популярности холодных цветов и матовых поверхностей, которая сегодня доминирует на дорогах, яркий перламутр не оставляет равнодушным практически никого. Даже Lada Vesta, окрашенная в подобный цвет, привлекала бы внимание, а здесь – эффектный автомобиль с высоким капотом и сужающейся кормой. В выходные, во время поездки по городу, я навестил друзей, и на парковке мне попалось 21‑я «Волга». Мы оказались рядом совершенно не намеренно. Удивительно, но в то время ГАЗ-21 представлялся обычной легковой машиной, а сегодня автомобиль сопоставимых размеров уже воспринимается как кроссовер. К примеру, фары на «Волге» находятся ощутимо выше, хотя линия крыши кажется даже немного схожей.
Попав в салон Avatr, я испытал замешательство. Несмотря на регулярное знакомство с новыми автомобилями, мне показалось, что я еще не привык к ним, и пришлось сделать паузу, чтобы разобраться с элементарными настройками. Настройка зеркал и рулевой колонки осуществляется через меню, и я давно не испытывал такой радости от русификации автомобиля: с иероглифами мне было бы сложно сориентироваться. Двери оснащены электроприводом, угол их открывания и скорость движения регулируются. При этом предусмотрена функция автоматического закрывания при нажатии на тормоз. Это удобно, и главное – обеспечивает защиту от случайного удара соседнего автомобиля при парковке в стесненных условиях. Однако, я быстрее справлюсь с посадкой в салон и началом движения, чем с церемониальным открытием двери, шагом назад и последующим севпом. К тому же, сама процедура распахивания двери для женщины несколько теряет свою привлекательность. Не только приходится открывать дверь не самостоятельно, но еще и необходимо инструктировать спутницу отойти назад, иначе датчик среагирует, и дверь не откроется полностью.
Отделка салона и его дизайн отличаются высоким уровнем исполнения и представляют собой настоящее произведение искусства. Колонна, расположенная за центральным экраном, шесть дефлекторов обдува, скрытые в передней панели, удобные кресла, причем оттоманки предусмотрены как для пассажира, так и для водителя. По всей видимости, это связано с тем, что ожидание полной зарядки батареи может занять продолжительное время. Все четыре кресла в салоне уже в стандартной комплектации оснащены вентиляцией, массажем и подогревом, подогреваются также лобовое стекло и рулевое колесо.
Количество мест на втором ряду может оказаться меньше, чем предполагаешь, учитывая статус премиального кроссовера. Мне достался вариант с двумя отдельными креслами, однако существует и модификация с цельным задним сиденьем. Наклон спинки регулируется, но диапазон не слишком широк, поэтому пассажирам спереди удобнее. Задние сиденья оборудованы тремя вместительными подстаканниками, и для порядка рекомендуется сразу продумать, что в какой из них поместить, поскольку поиск вещей может занять время. Одной из особенностей Avatr является разъем для смартфона, а также удобная ручка, расположенная в спинке переднего кресла. Взрослым она, вероятно, не пригодится, но детям она наверняка понравится при посадке. Ну и, конечно, подогрев, вентиляция и массаж уже входят в стандартную комплектацию – это настоящее удовольствие.
Подобное утверждение применимо и к ускорению. Российское подразделение Changan указывает запас хода в 625 километров, а время разгона от 0 до 100 км/ч составляет 4,5 секунды, в то время как китайские источники называют цифры автономности 680–700 километров и ускорение до 100 км/ч за 3,98 секунды. При этом технически автомобили не отличаются. Мой высокоточный измеритель показал результат в 4,2 секунды при уровне заряда батареи примерно 70%. Причем такой старт не был затруднен даже использованием зимней резины. Начало движения происходит неожиданно плавно, и лишь после нескольких оборотов на колеса передается вся мощность. Завораживающее ощущение, которое, однако, не соответствует звуковому сопровождению. Отсутствует рев двигателя, лишь чистая скорость и легкий вой электромоторов.
Поняв, что на дорогах общего пользования я буду получать многочисленные штрафы цену «Аватра» и все равно его не распробую, я отправился на закрытую площадку, чтобы испытать электромобиль в предельных режимах, так как на дороге его поведение показалось мне неоднозначным. Китайцы на примере Voyah и Lixiang доказали нам, что они могут делать дорогие и качественные подвески, и Avatr построен по похожим канонам. Алюминиевая двухрычажная подвеска спереди, подрамники также из «крылатого металла». Низкий центр тяжести за счет батареи под полом, но пневмобаллонов нет, вместо них стоят достаточно мощные пружины и обычные амортизаторы без регулировки жесткости. И кажется, все должно быть предельно просто, главное — научиться контролировать собственный вес в 2,3 тонны, а дальше можно не обращать внимания на дополнительную нагрузку в виде водителя и трех пассажиров, но Avatr допускает серьезную раскачку при прохождении длинных волн, и даже иногда случаются пробои в абсолютно безобидных ситуациях. Такое чувство, что машина рассчитана на более скромную батарею, а в топовом исполнении при емкости 116 кВт·ч подвеска работает с перегрузом.
Преодолев извилистую дорогу, Avatr преподнес еще больше сюрпризов. Распределение мощности между электродвигателями явно отдаёт предпочтение задней оси, что является верным решением. Во время ускорения автомобиль заметно проседает кормой, обеспечивая максимальное сцепление с дорогой. Однако, попытка объехать препятствие в этот момент неизбежно приводит к заносу, который система ESP активно сдерживает. При отключении системы стабилизации электромобиль становится весьма склонным к заносам. Попробовать его в деле интересно, но на высокой скорости я бы рекомендовал избегать резких маневров — подвеска не в полной мере соответствует потенциалу двигателей.
Определить реальный запас хода оказалось затруднительно: батарея объемом 116 кВт·ч расходуется очень медленно, даже при интенсивной эксплуатации и нажатии на педаль газа. При умеренной скорости 1 % заряда позволяет преодолеть в среднем 5–7 км, поэтому можно уверенно рассчитывать на запас хода в 400–500 км, даже не доводя разряд батареи до конца. Однако, потребуется и мощный источник для пополнения энергии – маловероятно, что такую батарею удастся зарядить за ночь от обычной домашней розетки, рассчитанной на 3–7 кВт. Зато автомобиль Avatr будет благодарен за возможность подключения к мощному зарядному устройству. Производители заявляют, что батарея способна принимать заряд мощностью до 240 кВт, что позволит зарядить аккумулятор от 20 до 80 % всего за 20 минут. Однако, пока я не встречал подобных станций ни в Москве, ни в Подмосковье, хотя устройства мощностью 150–180 кВт уже доступны.
Вердикт
Радует, что новые бренды выходят на рынок легально и приспособляют свои автомобили к российским климатическим условиям. Однако, если в Китае водители придерживаются установленного скоростного режима, то российские автомобилисты предпочитают более динамичное вождение, и хотелось бы, чтобы автомобиль с мощностью около 600 лошадиных сил был способен не только эффектно ускоряться по прямой.