Avatr 11 и 12: лучше Теслы, роскошнее Мерседеса.
Четыре года назад последний раз был в Китае. С тех пор АВТОВАЗ обновил «Весту», УАЗ выпустил юбилейную «буханку», а китайский государственный автоконцерн Changan создал с нуля целую линейку электрокаров. На одном из них прокатился, побывав на родине китайского бренда в Чунцине.
Последний раз я бывал в Китае перед пандемией, которая привлекла туда локдаун. Все помнят кадры пустынных улиц китайских городов, закрытых аэропортов и вокзалов, оцепленных военными и полицией. Сейчас об этом напоминает только возможность теста на COVID по прибытии. Может быть сделают, а может и нет. На улице все ходят без масок, и в целом складывается впечатление, что за четыре года в стране ничего не изменилось. Хотя нет: на дорогах стало заметно больше электромобилей. Примерно каждый третий проезжающий мимо автомобиль был с зеленым номером – так здесь отмечают владельцев «электричек».

В прошлом году, посетив центр исследований и разработок Changan в Чунцине, я увидел десятки новинок. Из-за пандемии и проблем с логистикой их до России доставили только сейчас. Тогда демонстрировались двигатели внутреннего сгорания и трансмиссии к ним. Теперь на выставке лишь один турбомотор и роботизированная коробка передач. Главное место занимает модульная электрическая платформа и ее комплектующие. Рядом — прототип с деталями из углеродного волокна. Changan вкладывает средства в эту технологию, которая позволяет уменьшить массу автомобиля без потери прочности.

За четыре года китайские производители не прекращали работу над новыми моделями. Changan вывел на рынок три новых бренда: Oshan (предполагается, что это как серия Uni от Changan, только подешевле), а также Deepal и Avatr, выпускающие исключительно электромобили. Появление Oshan и Deepal в России пока неопределенно, но Avatr уже продается у нас через параллельный импорт. С следующего года ожидаются официальные поставки с дилерской сетью, сервисом и гарантиями.

Название Avatr не случайно напоминает кинофильм «Аватар». Это не просто заимствование известного слова, всё намного интереснее! В 400 километрах от Чунцина находится национальный парк Чжанцзяцзе с горной грядой, очень похожей на парящие горы Пандоры из фильма. Говорят, что именно китайские горы послужили образцом при создании компьютерных 3D-моделей для картины. Таким образом, вопрос о том, кто у кого что позаимствовал, остаётся открытым.

Бренд Avatr выпускает мощные и роскошные электромобили. На данный момент доступны две модели: 11 и 12. В продаже есть только модель «один-один», а «один-два» находится в стадии прототипа. Его мировая премьера состоялась за неделю до моего визита в Китай. Но на заводском полигоне Changan мне удалось познакомиться с обеими машинами.

Аватр 11 — это крупный кроссовер, по габаритам сравнимый с Mercedes-Benz GLE Coupe или BMW X6. Его отличает необычный дизайн кормы с почти горизонтальной крышкой багажника и узким окном. Крышка поднимается как у седана: окно остается на месте. Решение настолько оригинальное, насколько и стильное — дизайнер постарался на славу. Разрабатывал облик модели Надир Фахизаде из мюнхенской студии Changan, прежде почти два десятилетия трудившийся на баварский автоконцерн. Здесь китайцы показали, как умеют добиваться успеха, покупая лучших специалистов по всему миру и параллельно взращивая свои таланты, которые набираются опыта у именитых гуру. Эта схема работает у китайцев не только в автопроме, а вообще везде: от строительства городов до создания кинофильмов.

Разговоры о дизайне отвлекли нас. В отличие от соперников, Avatr 11 имеет необычную корму. Несмотря на продуманные пропорции кузова, взгляд не цепляется за что-то особенное. Даже угольники светодиодных фар похожи на решения других производителей (привет «Тайкану»). Но интересные детали есть: в передних крыльях расположены окошки лидаров системы автопилотирования. Машина способна ездить без водителя и самостоятельно парковаться в указанное место на экране медиацентра (в России автопилот пока недоступен). Еще одна любопытная деталь — светодиодная площадка перед лобовым стеклом, на которую можно выводить пиксельную анимацию, например пульсирующее сердечко. Может показаться забавой, но сценариев для применения этой технологии множество. Например, вывести номер телефона и извинение, если кого-то прижали на парковке.


Интерьер Avatr 11 еще более необычен, чем экстерьер. Здесь «парит» передняя панель, разделённая пополам «торнадо» колонок аудиосистемы. По бокам от неё — электронная приборная панель и отдельный экран для пассажира диагональю 10,25 дюйма. Основной 15,6-дюймовый дисплей управляет всем: физических кнопок, дублирующих важные функции здесь нет. Необычно также отсутствие ручек открывания дверей: только кнопки, разблокирующие замки и приоткрывающие толстые безрамочные «калитки».
Технические характеристики Avatr 11
|
|
Габариты | 4880х1970х1601 мм |
База | 2975 мм |
Снаряженная масса | 2365 кг |
Полная масса | 2750 кг |
Клиренс | 160 мм |
Объем багажника | (спереди/сзади) 95/394 л |
Емкость батареи | 98 кВт·ч, запас хода 555 км |
Силовая установка | Два бесщёточных двигателя общей мощностью 578 лошадиных сил, развивающие крутящий момент 650 Нм. |
Трансмиссия | редуктор, привод полный |
Размер шин | 265/45R21 |
Динамика | 200 км/ч; 3,98 с до 100 км/ч |
Примерный расход электроэнергии | 18,03 кВт‚ч на 100 км в смешанном цикле |
Конкуренты | BMW iX, Voyah Free, Zeekr 001 |
За рулем прототипа Avatr 12 с электронными зеркалами чувствуешь себя ещё неуютнее. «Один-два» — это уже не кроссовер, а скорее фастбэк, подобный Porsche Taycan. И он крупнее, хотя построен на той же платформе: более пяти метров в длину, колесная база — свыше трёх метров. Корма сделана необычно: на ней вообще нет заднего стекла! Передняя панель не такая, как в «один-один». Нависающего над топедо козырька с «торнадо» здесь нет, при этом вдоль лобового стекла пущена узкая 35,4‑дюймовая ЖК-полоса, на которую выводятся изображения с камер заднего вида. Хотя экраны расположены удобнее, чем в Audi e-tron, смотреть привычные зеркала, как у Avatr 11, гораздо удобнее. По видеокартинке сложно оценить расстояние до объекта, да и постоянное мельтешение перед глазами напрягает. А ещё нет салонного зеркала заднего вида — вместо него также экран…

Кстати, я ещё не сказал, что Avatr — это не полностью детище Changan: автомобили этой марки создаются консорциумом, куда входит китайский телекоммуникационный гигант Huawei (он отвечает за управляющую электронику, медиацентр с ПО и систему автопилота), а также крупнейший производитель аккумуляторных батарей, компания CATL. Интересно, что сам бренд Avatr был представлен ещё в 2018 году, но первый серийный электромобиль, этот самый «один-один», вышел в свет только этой весной. Китайцы долго запрягают. А как едут?




Доступ к единственному тестовому Avatr 11 на заводском полигоне был затруднён. Changan привёз в Китай группу из трёх десятков российских блогеров и журналистов, все хотели протестировать «Аватр»! Когда мне наконец удалось получить машину в своё распоряжение, я немедленно решил проверить её динамику. Других возможностей на полигоне практически не было. Нам разрешили разогнаться по длинной прямой, развернуться и проделать всё то же самое в обратную сторону. О выезде на дороги общего пользования речи не шло: для этого нужно получать китайские права.



На стоп-линии, газ в пол… Эй-эй, полегче! Нажатие на акселератор вызывает мгновенный отклик двух электромоторов, которые передают колесам 650 «ньютонов» и 578 лошадиных сил. Тело придавливает к креслу так, что едва удерживаю руль (вальяжная позы не помогла). Ускорение невероятно быстрое и практически бесшумное: отсутствует ожидаемый «троллейбусный» гул, свойственный другим электрокарам. Шумоизоляция на десять баллов из десяти. Не удивительно, ведь к борьбе с шумами в Changan относятся с максимальным пристрастием, часами испытывая машины и их детали в безэховых и эховых камерах, а также на полигоне. Торможение проходит быстро и плавно: мощным дисковым механизмам помогает система рекуперации, возвращающая часть энергии от разгона обратно в аккумулятор.


Комфорт подвески и управляемость можно было оценить с меньшей точностью, так как прямолинейная асфальтовая трасса не позволяла это сделать. Тем не менее, на созданной «змейке» Avatr 11 демонстрировал быстрые реакции на повороты руля, а крена для машины такого размера и веса были незначительны. На основном полигоне испытатель Changan проехал по брусчатке, где подвеска отлично работала при пяти пассажирах в салоне. В втором ряду даже троим было достаточно пространства.


Цены на Avatr 11 в России различаются. Частные лица готовы привезти машину из Китая за 6 миллионов рублей, у «Авилона» стоимость начинается с 8,5 миллионов, а у «Рольфа» — от 7,7 миллионов. При официальных поставках цены, скорее всего, возрастут из-за расходов на адаптацию машин под российский рынок, гарантийное обслуживание и развитие дилерской сети. Но для России эти меры необходимы, поэтому ожидается появление Avatr 11 и 12 в белом цвете. Возможно это произойдет в следующем году.

Сделано в Чунцине
Компания Changan с 1862 года производит оружие. Начиная с пушек, к Второй мировой войне она стала крупным военным концерном, обеспечивающим до 60% производства вооружений в стране. Примерно 40 лет назад компания начала конверсию, начав сборку «Мазд» и «Фордов», а затем перейдя к выпуску собственных автомобилей. Сейчас Changan обладает всеми компетенциями для создания автомобилей с нуля, используя собственное программное обеспечение. Такая стратегия снижает риск утечки данных: воровать разработки будет проблематично при их использовании на стороннем софте. Второе преимущество — независимость от поставщиков и отсутствие зависимости от западных рынков в случае блокировки. Такой же принцип придерживаются все китайские автопроизводители. Сеть исследовательских центров Changan охватывает шесть стран, в них трудится 17 тысяч инженеров. Changan также имеет собственный полигон — один из самых больших в Китае. В Чунцине у компании три завода, производящих миллион автомобилей в год. При этом в процессе производства задействованы всего 2000 рабочих, занимающихся сбором, а количество роботов (1700) равно количеству людей. Уровень автоматизации достигает 95%.



