Audi Quattro: Вернулся к истокам?
Audi Quattro. Снова в школу?
География школы quattro динамично расширяется. В этом году площадка в Югре второй раз подряд принимает участников из разных уголков страны. На первом дне обучения проходит традиционная теоретическая часть, которой руководит бессменный руководитель школы Евгений Васин, заслуженный мастер спорта по ралли. За 12 лет существования школы обучение прошли более 16 тысяч клиентов. Двадцать журналистов внимательно слушают инструктора и хотят повысить свой уровень профессионализма. Акцент делается на выборе правильной траектории прохождения поворотов, на том, как распределяется масса автомобиля при входе в вираж и как сильно на это влияет управление газом. Но это только начало — основные принципы вождения будут объяснены на трассе.

Во время поворотов в Audi «месть хвостом» доставляет истинное наслаждение.
Десять прогретых Audi A5 Sportback quattro уже ждут нас на улице. Мы направляемся к замерзшему озеру Добринское, его называют «Восьмеркой» из-за характерной формы. На одной половине водоема по отдельности отрабатываются базовые принципы «пилотирования». На второй части озера пройденные схемы поворотов используются на достаточно протяженных трассах. Мы пока попадаем на первую половину, где на огромном расчищенном катке расставлены конусы. Объем занятий в первый день небольшой — нужно привыкнуть к автомобилю, понять его поведение на льду, найти предел сцепных свойств шин. Каждое упражнение сначала прорабатывается устно: наш шеф-инструктор на плакате показывает расположение конусов и наиболее правильные траектории прохождения участков: «Всегда старайтесь держаться внутренней части поворотов. И не надо перекручивать руль до упора — больше работайте газом!».
По радио постоянно напоминают о важности корректного управления развесовкой автомобиля: при каждой смене направления обязательно сбрасывают газ, загружая переднюю ось, и после начала скольжения выполняют маневр. Задержка между сбросом газа и поворотом руля должна быть минимальной! При недостаточном сбросе газа — подтормаживают.

На ралли «Монте-Карло» применялись гоночные шины с вылетом шипов три миллиметра.
Даже после удачного маневра нельзя расслабляться: если не нажать вовремя на педаль акселератора, вас ждет вторая или третья фаза заноса. Это не задний привод! Автомобиль будет разбалтывать себя до тех пор, пока не потеряет скорость. «Газ-газ-газ!» — слышится голос Васина. После очередной переставки в конце заноса пробую плавно добавлять газ, одновременно распрямляя передние колеса в сторону движения, и Audi послушно выезжает в заданном направлении. Работает!
Полный привод Ауди заслуживает высоких оценок. Astonishingly, в эпоху автомобилей с обильным электронным оборудованием «А-пятый» радует прозрачным и честным управлением. Потрясающе сбалансированный и гармоничный автомобиль! 211 лошадиных сил двухлитрового турбомотора просыпаются при малейшем нажатии на правую педаль, предоставляя солидный запас тяги уже с холостых оборотов, рулевое управление максимально информативно, тормоза предельно чуткие… А робот S-Tronic и вовсе идеален: при переводе режима трансмиссии в dynamic нижние передачи держатся ровно столько, сколько это необходимо. Главное, не забыть отключить ESP!

Школу Audi Quattro иллюстрирует фотография Ивана Соколова.
Второй день предложил ещё более увлекательные испытания. На «круге» необходимо двигаться в постоянном скольжении, на «овале» к этим скольжениям добавляются прямые отрезки, а «гантель» представляет собой слегка измененный овал без прямых: здесь нужно перебрасывать автомобиль из одного скольжения в другое. Но цена ошибки управления возрастает: если на большой площадке автомобиль просто выносили с траектории, после чего движение продолжалось, то здесь поджидают весьма жесткие сугробы. Улетев с трассы, участники теряют драгоценное время, дожидаясь приезда «технички», роль которой выполняла Q7 с лебедкой.
Третий день порадовал тремя полноценными трассами протяженностью от одного до трех километров. В завершении тренировок предстояли заезды на время по пройденным ранее маршрутам, но в обратном порядке. Постоянно проезжая круг, я никак не мог добиться того, чтобы автомобиль держался ближе к «вершине» — внутренней части поворота. Но затем начал понимать: причина кроется в запоздавшем маневре.

Автошкола Audi Quattro. Фото: Иван Соколов.
Инстинкт самосохранения не позволял поворачивать заранее, еще до поворота — там же сугроб! Свои ошибки стали особенно очевидны после того, как нам дали возможность проехаться в качестве пассажиров с самим «маэстро» на более энерговооруженной S4. Вгрызаясь в лед более «зубастыми» покрышками, Audi едет феноменально быстро. Евгений Васин предельно рано пускает автомобиль в занос, когда следующего виража еще даже нет в зоне видимости: Audi буквально «облизывает» передним бампером внутренние кромки поворотов. Стоит заметить, что руль при таком пилотаже поворачивается на едва заметные углы: основная работа составляют ювелирные действия газом и тормозом.
Полезен ли такой тип обучения обычному водителю? Вероятно, да, даже если вы не любитель активного вождения. Многократное повторение упражнений позволяет усваивать основные приемы управления автомобилем на инстинктивном уровне. В непредвиденной ситуации полученные навыки всегда окажутся кстати.

Фотографии школы Audi Quattro сделаны Иваном Соколовым.

Евгений Васин выполняет обязанности шеф-инструктора школы quattro свыше двенадцати лет.