Андрос-кубок. Трофей из молока и киселя.

Trophee Andros. Молочно-кисельный трофей

Иногда происходят события, смысл которых очевиден сразу.
К таким, по мнению автора заметки, относится и когда-то почти легендарный Trophee Andros.


В заснеженных французских горах каждая фигура на ледовых гонках чётко определяет свою позицию и стремление.

Организаторы и организация

Изображение: img.freepik.com

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Изображение: img.freepik.com

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Организаторы стремятся либо вдохнуть новую жизнь, либо сохранить серию ледяных кольцевых гонок, которая по сути красивая. «Трофей» пришлось искать новые места вместо Шамони и других престижных горнолыжных курортов. В числе участников есть несколько титулованных спортсменов, но нового «ледяного короля» Ивана Мюллера среди них нет. Ограничение мощности двигателей автомобилей участников также не добавляет зрелищности.

В сезоне проходит несколько этапов в разных местах: Французских Альпах и Пиренеях. Каждый этап включает серии заездов разных классов и типов машин. Новичков учат на спринт-карах, напоминающих смесь багги и карта. Это зрелище не слишком впечатляющее, как и любая юниорская гонка. Чтобы успокоить начинающих гонщиков, устраивают заезды электромобилей – дань моде. Они едут быстро, но звучат, как пылесосы. Для увеличения числа заездов на лед выпускают даже мотоциклистов. Кроссовые машины на льду выглядят нелепо для человека, хоть раз бывшего на спидвее. Самые же интересные заезды — специально подготовленных для Trophee Andros автомобилей — доставят удовольствие как фанатам автоспорта, так и случайным зрителям.

Короткая трасса протяженностью менее одного километра, известная своей извилистостью, расположена у подножия горы, которая служила трибуной для зрителей. В Клермон-Сюпербесс их собралось около десяти тысяч. При цене билетов в 29 евро и меланхоличности разогрева можно предположить, что многих жителей близлежащих деревень привлекла не столько гонка, сколько дискотека, проходившая в перерыве и почти до утра по окончании соревнований. На ней выступал известный парижский диджей.

Изображение: img.freepik.com

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Изображение: img.freepik.com

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

Для местных жителей Trophee Andros – возможность не только потратить, но и заработать деньги. Потому активно (и многие безвозмездно) принимали участие в подготовке трассы и необходимой инфраструктуры. Пожарные – пример тому: обеспечивали безопасность на гонке, а задолго до старта каждое утро поливали будущую трассу водой, увеличивая толщину льда до требуемых 30 сантиметров. Провинция во многом живет за счет туризма: чем больше людей приедет посмотреть гонку, тем богаче будут жить все. А приехавший может обратить внимание и на гостиницы, и на горнолыжные склоны.

С горы видна почти вся дистанция. Из-за множества поворотов и перепадов высот скорость машин не велика. Однако вылетающие из-под шипованных шин шлейфы ледяной крошки и снега превращали проезд каждого поворота в почти фантастическое зрелище. Проходившие в темное время под светом мощных прожекторов финальные заезды ослепляли не только зрителей, но и следующих вслед за лидером участников. Как в «кромешном зареве» находили дорогу, остается загадкой. Эффектно смотрелся и стиль прохождения поворотов: машины «ставились в поворот» еще в конце прямой и боком, если не задом, описывали его. Помогала осуществить управляемый занос одна маленькая хитрость: все машины были не только полноприводными, но и «полноуправляемыми». Их задние колеса поворачивались синхронно с передними, но в противоположную сторону. Но о технике отдельный разговор.

Участники

Изображение: img.freepik.com

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

В Трофее Андрос участники делятся на «дедушек» и «девушек». Серия сегодня — начало и конец спортивной карьеры для некоторых. Пенсионеры «Формулы-1» Ален Прост и Оливье Панис (далеко не самые старшие среди участников) выступают вместе с 19-летней Бере Демустье, ставшей третьей в женском зачете «Трофея» еще в 2008 году. Большинству участников за 40 лет, есть даже один 63-летний. Их послужной список в основном ограничивается участием в Трофее Андрос и других местных гонках. Среди них еще один экс-пилот F1 — 46-летний Поль Бельмондо, известный больше как сын знаменитого отца. Правда, другой «сынок» — 28-летний Нико Прост может хотя бы похвастать третьим местом в испанском чемпионате F3 в 2007 году и чемпионством в Euro F3000 годом позже. Видно, приехал провести выходные с Профессором.

Зрители

Сложные для перевода на русский язык слова «Свобода, Равенство, Братство» никак не укореняются в России, точно так же как и отношение к зрителям. Участники и организаторы даже самых скромных гонок полны пафоса и считают себя исключительных личностей. Было бы лучше отправить их сейчас на помощь в Сильверстоун. Действия наших механиков можно заметить только с помощью бинокля.

На «Трофее» нет огражденного парка или специального входа в лагерь команд. Все попытки проникнуть в техническую зону (пресс-центр, клуб пилотов, комиссариат) пресекаются. Однако любой может увидеть подготовку техники: вход в отапливаемые палатки разрешен, за исключением зоны за ленточным ограждением. Можно также пообщаться с Аленом Проста. Иногда кажется, что зрителям позволено слишком много: на старт машины приходилось пробиваться сквозь толпу. К счастью, всех желающих не пускали в гостевые палатки.

Команды

Изображение: img.freepik.com

Ледовые гонки Trophee Andros
© Фото: Continental AG

В автоспорте, как и в других видах соревнований, команды бывают заводские или созданные спонсорами для групп любителей. Некоторые добиваются широкой рекламы, а другие наслаждаются процессом.

Побеждает как правило «заводская» команда. За ней стоят не просто производители автомобилей, а целые коллективы партнеров. Например, Ален Прост стартовал за рулем Dacia Duster до официальной премьеры в Женеве. понятно, что Renault выставлял команду, несмотря на румынское название. Который инвестировал немало средств в автомобиль. Судите сами: пространственная трубчатая рама и кевларовая «скорлупа» изготавливались явно не на заводском конвейере. Двигатель, гоночную («заднюю») коробку передач с пристыкованной сзади раздаткой, усилитель рулевого механизма и ряд других узлов и агрегатов создавали специализированные фирмы. На долю самого Renault приходится разве что лобовое стекло и светотехника.

Включая «энтузиастов», участники собирали средства понемногу. Большинству команд неизвестны российским читателям. Перечислим марки автомобилей: Skoda Fabia, Dacia Duster, Renault Clio III, BMW 1 Series, Toyota Auris, KIA Rio, Fiat Stilo, Fiat Grande Punto и Citroen C4. Всего 17 машин, 32 гонщика.

Continental

Немецкий концерн занимает уникальную позицию в Trophee Andros: компания является единственным поставщиком шин для всех классов участвующих в гонке автомобилей. Поддержку финального этапа в Клермон-Сюпербесс можно назвать практически «вооруженным десантом»: в час с половиной езды отсюда, в городе Клермон-Ферран, находится штаб-квартира Michelin.

Статус технического спонсора – самый удачный для продвижения бренда. Твое имя и логотип появляются везде: от программы мероприятия до арки над трассой. На твоих шинах всегда выступает победитель, а где еще как не на гоночной площадке демонстрировать исключительность твоих изделий?

Не стоит недооценивать технологический аспект. «Спортивные» решения впоследствии применятся в серийной продукции. Для Conti Trophee Andros — дополнительная площадка, где десятки квалифицированных водителей бесплатно и с энтузиазмом тестируют зимние шины.

Концерн не остаётся в стороне от подготовки. Помимо шин сюда везут даже собственный шиномонтажный участок со всем необходимым оборудованием. На нём в первый момент показалось непривычным лишь наличие камер. Но таковы условия: бескамерная шина при ударе может потерять давление. За действиями рабочих, механиков и гонщиков следят наблюдатели из числа инженеров исследовательского центра концерна.

Гонка

Путешествовать ради Trophee Andros не стоит. Это скорее локальное мероприятие. «Гонка звезд» в Раменском или на Беговой, кстати, также спонсируемая Continental AG, принесёт не меньше удовольствия. Тем более что 1600-литровый овал позволяет достичь большей скорости. Вот и «кураж» здесь больше. Andros напоминает прежнему питерскому «мототреку».

Если вы увлекаетесь горными лыжами и не раздражаетесь из-за высокомерия некоторых французов, которые демонстрируют незнание иностранных языков (особенно английского и немецкого), можно совместить отдых с пользой. В конце концов, даже от склонов можно устать.

В текущем сезоне победила Skoda Fabia. Жан-Филипп Дейро одержал победу в сезоне Trophee Andros, Ален Прост на Dacia Duster занял второе место. Третье место в общем зачете досталось Оливье Панису на Skoda Fabia. Подробные результаты доступны на сайте www.tropheeandros.com.

Trophee Andros

В 2010 году гоночная серия, проводимая FFSA (Федерацией автомобильного спорта Франции), отмечает двадцатилетие. Этапы «Трофея Андроса» проходят в горной местности на высоте от 350 до 2200 м над уровнем моря в Альпах и Пиренеях, привлекая дополнительных туристов на горнолыжные курорты. Половина «Трофеев» (с 1996 по 2002 и с 2004 по 2006 гг.) досталась Ивану Мюллеру, выступавшему на BMW, затем Opel и KIA. В 2007-2008 гг. превенствовал четырёхкратный чемпион «Формулы-1» Ален Прост на Toyota. В текущем сезоне он выступал на Dacia Duster, официальная премьера которого состоялась уже по окончании гоночного сезона.

Длина трассы обычно варьируется от 600 до 960 километров. На каждом этапе проводятся квалификационные заезды и полуфиналы с участием четырёх автомобилей, что даёт возможность двум участникам выступать на одной машине поочерёдно. В финал допускается десять автомобилей. Финальные заезды состоят из десяти кругов. Очки начисляются как в полуфиналах, так и в финальных заездах. По их сумме определяется победитель «Трофея».

Приз и серия гонок названы в честь титульного спонсора — французской компании Andros, производящей продукты питания из фруктов и молока. Continental AG, являющийся техническим партнером «Трофея», поставляет шины для всех участников, за исключением мотоциклистов (по 8 шин на каждый этап).

В основном заезде принимают участие прототипы, внешне напоминающие серийные автомобили. В предварительных гонках стартуют электромобили, кроссовые мотоциклы и подобное. Также проводятся спринтерские заезды с автомобилями, оснащёнными мотоциклетными двигателями без коробок передач и дифференциалов. Для повышения спортивной конкуренции используется весовой гандикап: победителю этапа устанавливается груз весом 60 кг, второму призеру — 40 кг, третьему — 20 кг. Максимальная разрешённая мощность прототипа — 350 л. с.

Шины и шипы для Trophee Andros

Спринтерские автомобили комплектуются серийными асимметричными зимними шинами ContiWinterViking 2 с спортивной ошиповкой. Резиновая смесь протектора содержит силику, повышающую характеристики шины на льду, в том числе мокром и при сильных морозах. Расстановка шипов была отработана с помощью компьютерного моделирования. Помимо стандартных мест шипы располагаются также в каждой шашке по центральной окружности беговой дорожки. Используемые типоразмеры: 185/65R15 и 205/50R17. В шинах устанавливается по 174 или 195 шипов соответственно. Длина шипа — 14 мм, выступ — 3,5 мм.

Высокая мощность «силуэтов» нуждается в особенных спортивных шинах.Continental IceRacingContact 3, созданные специально для Trophee Andros и представленные впервые в сезонах 2007-2009 годов, модернизированы к нынешнему сезону.

Инженеры исследовательского центра Continental разработали специальные мостики, связывающие блоки протектора между собой, для обеспечения жесткости в поперечном направлении, поскольку значительную часть трассы ледовых гонок пилоты проезжают «боком». Резиновая смесь также выполнена из жесткого материала (примерно 80 SH (A)). Благодаря этому улучшилась управляемость и повысилась износостойкость шин, ведь за уик-энд можно использовать только восемь полноразмерных и тщательно «отслеживаемых» шин.

Избыточно «агрессивные» шипы неприемлемы: 30-сантиметровый слой льда может не хватить на все заезды. Поэтому блоки с шипами сделали несколько более высокими. В начале движения шипы выступают из резины незначительно, но по мере износа протектора «зубастость» шин возрастает. Оптимальным для условий гонки оказалось расположение шипов в пятне контакта в виде буквы V. Количество шипов в каждой шине размером 10/65‑16 увеличили с 174 до 232, зато высоту уменьшили с 16 до 14 мм, а диаметр — с 2,6 до 2,2 мм. Для прочности посадки шипов их вклеивают в гнезде специальным клеем, разработанным производителем шипов. Скорее вырвется «шашка» протектора, чем шип из нее. Применяется только один размер шин Continental IceRacingContact — 10/65‑16. Ширина обода — 4,5’’-5,5’’. На одно колесо приходится 232 шипа длиной 14 мм.