Африканский марафон: до финиша осталась «Нива»

Изображение: img.freepik.com

Старая добрая «НиваХорошо известна во многих странах мира: машины до сих пор продаются на рынках Европы, Южной Америки и Ближнего Востока. В восьмидесятых годах гонщики на советских внедорожниках едва не покорили легендарное ралли Париж–Дакар.

Сегодня побеждай, завтра продавай


В Франции жил предприниматель Жан Пок. Деятельностью его было торговое представительство «Москвичей» и «Škoda», бизнес приносил прибыль и расширялся… Но вот…
Москвич-412Успешное выступление на ралли «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико» повысило интерес к советским автомобилям. Пок понял, что успешные результаты в гонках могут стать прекрасной рекламой.


Вскоре в автосалонах Пока появился новый советский автомобиль — внедорожник ВАЗ-2121 «Лада Нива»: компактный внедорожник с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей по доступной цене.

Позиционирование аромата Plein Soleil на французском рынке компанией Poch.


У Пока в руках оказался алмаз, нуждавшийся лишь в огранке в виде рекламы. Для ее эффективности нужно было показать автомобиль во всей красе — в реальных условиях. На охотника же и зверь бежит… В 1978 году французский мотогонщик Тьерри Сабин организовал ралли без аналогов — гонку от Парижа до Дакара, столицы Сенегала.

Первый Дакар


Сто семьдесят экипажей приняли участие в первом ралли, включая пять участников на «Нивах». Экипажи на «Ладах» выступали независимо, не представляя ни Франции, ни Советский Союз. Гонщики приобретали автомобили самостоятельно и не меняли заводские характеристики машин.
Внесли лишь улучшения: усиленную подвеску, дополнительную защиту днища и каркас безопасности. Стандартный мотор на 80 «лошадок» французы посчитали достаточным для преодоления десяти тысяч километров в экстремальных условиях.

«Нива» на ралли 1979 года


Советские машины изначально считались аутсайдерами. О них мало кто знал, а конкуренцию им составляли серьезно подготовленные автомобили. До финиша добрались лишь две «Нивы»: одна заняла 28-е место, другая — 42-е. Нужно уточнить, что в первой гонке транспортные средства не делились по классам и участвовали общим скопом, поэтому в числе лучших были, в основном, мотоциклы и грузовики.


Лучше всего выступившая «Нива» обрела новых владельцев в самом Дакаре. Другая машина вернулась во Францию, а Жак Пок оплатил её транспортировку. Экипаж этой машины — Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусса — подробно рассказал ему о поведении автомобиля на различных этапах гонки.

Новые попытки


Анализируя информацию, Жак Пок сделал вывод: «Нивы» способны продемонстрировать лучшие результаты в ралли при надлежащей подготовке к соревнованиям. Пойдя по пути воплощения этой идеи, француз начал создание машины для участия в Дакар 1980 года. Мастера добились из штатного силового агрегата мощности 110 «лошадок», а за руль внедорожника сел профессиональный гонщик Жан-Клод Бриавуан. Помимо машины Пока, в гонке участвовали ещё несколько экипажей на «Нивах».


Французский предприниматель не добился успеха на гонке 1980 года. Бриавуан сначала двигался уверенно, но в Алжире сошел с трассы из-за серьезной поломки. Лучшим результатом для «Нивы» стало 19-е место.

В гонке 1980 года команду номер 126, которую составили Андре Тросса и Жаки Турон, разместили на девятнадцатой позиции.


Пок не опустил руки и начал готовиться к следующему соревнованию. Самое важное изменение коснулось сердца автомобиля. На «Дакар-81» француз установил «Ниву» с усовершенствованным силовым агрегатом, который развивал 140 л. с. при рабочем объёме 1,8 литра.


Невезение сопровождало Пока и его гонщиков на протяжении всей гонки. Сначала Бриавуан заблудился в пустыне, а когда нашел дорогу, машина закончилась бензином. После этого ему удалось проколоть несколько колес. К финишу Бриавуан преодолел множество трудностей и приблизился к лидеру, но у «Нивы» потек радиатор. В итоге — третье место. Для советского автомобиля это был феноменальный успех, но осадок от упущенной победы остался у Пока.

Ралли-«Нива», участвовавшая в ралли Дакар в 1981 году, была продана на аукционе за 4600 фунтов стерлингов.

Почти победа


В 1982 году очередной «Париж-Дакар» не обошлось без машины упрямого француза. Соревнования стали рекордными по количеству заявленных «Нив» — на старт вышло два десятка машин! Жан-Клод Бриавуан превзошёл свой предыдущий результат, финишировав на втором месте. Впереди оказался только Клод Марро на Renault 20 Turbo.

«Нива» Бриавуана на Дакаре 1982 года


На следующей гонке «Ниву» оснастили 2,4-литровым двигателем Simca мощностью 200 л.с. Вместо металлических дверей, капота и крыши установили более легкие стеклопластиковые. Пок выставил три экипажа, одним из которых стал женский. Теперь за каждой машиной должна следовать «техничка», помогающая сэкономить время в случае ремонта.


Эта гонка не принесла команде победы. Женский экипаж сошел с дистанции: на сложном отрезке у машины вышла из строя электрика, восстановить её было невозможно. У Бриавуана дела тоже не заладились — он занял лишь 36-е место. Андре Тросс вполне мог бы стать победителем гонки, но уступил первое место бывшему гонщику Формулы-1 Жаки Иксу на внедорожнике Mercedes-Benz 280 GE.

Андре Тросса на ралли 1983 года

Финиш


В этом заключалось всё. С каждым годом гонка претерпевала изменения, превратившись в престижное международное мероприятие, а «Нивы» сохранялись неизменными и уже не могли претендовать на пьедестал. Эпоха советского внедорожника завершилась. В 1990-х годах гоночный прототип Lada Niva T3 пытался повторить прошлые достижения, приняв участие в ралли, но занял сорок первое место. Другие автомобили определяли направление гонок, это стало окончательно ясно.