Африканские испытания «Нивы» на ралли Дакар
Старая добрая «НиваМашины хорошо известны во многих странах мира: их до сих пор продают на рынках стран Европы, Южной Америки и Ближнего Востока. В восьмидесятых годах гонщики на советских внедорожниках едва не покорили легендарное ралли Париж–Дакар.
Сегодня побеждай, завтра продавай
Во Франции жил бизнесмен Жан Пок. Занимался продажей автомобилей «Москвич» и «Škoda». Бизнес процветал… Москвич-412Выступления на ралли «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико» повысили интерес к советским автомобилям. Пок осознал, что победа в гонках может стать эффективным способом рекламы.
В автосалонах появился новый советский автомобиль — внедорожник ВАЗ-2121, «Лада Нива»: компактный автомобиль с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей по доступной цене.
Поч разработала версию «Plein Soleil» для французской аудитории.
В руках у Пока был алмаз, нуждавшийся лишь в огранке в виде рекламы. Чтобы реклама сработала, нужно было показать автомобиль во всей красе — в полевых условиях. Как известно, на ловца и зверь бежит. В 1978 году французский мотогонщик Тьерри Сабин организовал ралли, аналогов которому не существовало: гонку от Парижа до Дакара, столицы африканского государства Сенегал.
Первый Дакар
На первое ралли выставили сто семьдесят экипажей, среди которых пять участников на «Нивах». Интересно то, что экипажи на «Ладах» выступали независимо от каких-либо государств. Гонщики приобретали автомобили самостоятельно и не вносили серьезных изменений в заводские характеристики. Не обошлось без усиленной подвески, дополнительной защиты днища и каркаса безопасности, но на этом модернизация заканчивалась. Французы не тронули стандартный мотор мощностью 80 «лошадок», посчитав его достаточно пригодным для преодоления десяти тысяч километров в экстремальных условиях.
«Нива» на ралли 1979 года
Советские автомобили изначально рассматривались как аутсайдеры. О них мало кто знал, конкуренцию им составляли хорошо подготовленные машины. До финиша добрались две «Нивы»: одна заняла 28-е место, другая — 42-е. Нужно уточнить, что в первой гонке транспортные средства не делились по классам и участвовали вместе, поэтому в числе лидеров были, в основном, мотоциклы и грузовики.
В Дакаре «Нива», показавшая себя наилучшим образом, получила новых владельцев. Второй автомобиль вернулся во Францию. Транспортировка была оплачена Жаком Пок, а экипаж — Кристианом Дюбоском и Пьером-Эммануэлем Фруссом — подробно рассказал ему о поведении машины на различных этапах гонки.
Новые попытки
Проанализировав данные, Жак Пок понял, что «Нивы» могут показать хорошие результаты в ралли после должной подготовки к соревнованию. Эта мысль стала для француза постоянным занятием, и он приступил к созданию машины для участия в Дакаре 1980 года. Механики выжали из базового двигателя 110 лошадиных сил, а за руль внедорожника сел Жан-Клод Бриавуан – профессиональный гонщик. Помимо машины Пока, в гонке приняли участие ещё несколько экипажей на «Нивах».
В гонке 1980 года французскому бизнесмену не улыбнулась удача. Бриавуан сначала показывал неплохой результат, но в Алжире сошел с дистанции из-за серьезной поломки. Лучшим результатом для «Нивы» стало 19-е место.
Экипаж с номером 126, состоящий из Андре Тросса и Жаки Турона, финишировал на 19 месте в гонке 1980 года.
Не опустив руки, Пок приступил к подготовке к следующему соревнованию. Самое важное изменение коснулось сердца автомобиля. На «Дакар-81» француз поставил «Ниву» с модернизированным мотором, развивающим 140 лошадиных сил при рабочем объёме 1,8 литра.
Неудачу сопровождало путешествие Поки и его гонщиков. Бриавуан заблудился в пустыне, а после нахождения дороги у машины кончился бензин. Затем он проколол несколько колес. Под финиш, преодолев множество препятствий, Бриавуан приблизился к лидеру, но радиатор «Нивы» начал течь. В итоге — третье место. Для советского автомобиля это был феноменальный успех, но Поку осталось чувство упущенной победы.
Раллийный автомобиль «Нива», участвовавший в ралли Дакар в 1981 году, был продан с аукциона за 4600 фунтов стерлингов.
Почти победа
В 1982 году очередной «Париж-Дакар» не обошлось без участия машины упрямого француза. Соревнования стали рекордными по количеству заявленных «Нив» — на старт вышло два десятка машин! Жан-Клод Бриавуан превзошёл свой предыдущий результат, заняв второе место. Первое место досталось Клоду Марро на Renault 20 Turbo.
«Нива» Бриавуана на Дакаре 1982 года
На гонки «Ниву» установили 2,4-литровый двигатель Simca мощностью 200 лошадиных сил. Металлические двери, капот и крышу заменили на стеклопластиковые, чтобы снизить вес машины. Пок выставил три экипажа, в том числе женский. За каждой машиной теперь следовала «техничка» для быстрых ремонтов.
Даже эта гонка не принесла команде победы. С дистанции первым сошел женский экипаж: на сложном отрезке у машины вышла из строя электрика, и восстановить ее было невозможно. Бриавуану тоже не повезло — он занял лишь 36-е место. Андре Тросс вполне мог стать победителем гонки, но уступил первое место бывшему гонщику Формулы-1 Жаки Иксу на внедорожнике Mercedes-Benz 280 GE.
Андре Тросса на ралли 1983 года
Финиш
Все закончилось. Гонка с каждым годом претерпевала изменения, превратившись в престижное международное ралли. «Нивы» остались прежними и уже не могли конкурировать за призовые места. Эпоха советского внедорожника завершилась. Как будто пытаясь повторить прошлые победы, в 1990-х годах гоночный прототип Lada Niva T3 принял участие в ралли. Однако составить конкуренцию соперникам не удалось — машина заняла итоговое сорок первое место. Другие автомобили стали определять направление гонок, теперь это стало очевидным.