Аэродромные монстры: зачем грузовику реактивный мотор
БелАЗ с реактивным мотором – машина пострашнее «Тополей» и «Искандеров». К счастью, такое используют только в мирных целях
Карьерный самосвал с огромной пушкой выглядит не по-детски внушительно. Но грозная пушка предназначена не для выжигания городов и не для уничтожения вражеских батальонов. Машина на базе БелАЗ-540 называется просто – «Универсальная вентиляторная установка» и рекомендуется для применения в самых разных отраслях народного хозяйства. В частности, установку используют для проветривания карьеров и полигонов, быстрой очистки дорог и взлётных полос, обогрева и сушки хозяйственных объектов, создания газовых и паровых завес, тушения пожаров на нефтяных скважинах, искусственного изменения рельефа и прочих важных задач. Авиационный двигатель РД-3М-500 установлен на шасси справа от кабины водителя, вместе с топливным баком и решетчатым эжектором. Пластины решётки с помощью гидропривода изменяют направление воздушной струи. Угол отклонения потока составляет 45 градусов, поворачивать поток при этом можно на все 360. При вращении ротора с частотой 4200 оборотов в минуту поток набирает температуру до 320 градусов по Цельсию и развивает скорость до 360 м/с. Машина обладает высокой степенью автоматизации и контроля, так что водитель-оператор может не обладать специальными навыками. Высокая эффективность УВУ с головой окупается колоссально-высоким для наземной техники расходом топлива – до 200 кг/с. Поэтому неосторожное и неуместное использование машины грозит её хозяину крупными издержками.
Другой схожий по конструктивному замыслу агрегат, «Тепловая газоструйная установка», имеет более узкое предназначение. С помощью ТГУ в аэропортах удаляют лёд, иней или снег прямо с обшивки самолёта. Авиационный турбореактивный двигатель ТРД ВК-1А установлен на специальную платформу, которая может подниматься на высоту до шести метров. В качестве шасси использован автомобиль ЗИЛ-130Г. От стандартного грузового ЗИЛа его отличает кабина с высокой звукоизоляцией и усовершенствованной системой обогрева, а также дополнительный пульт управления обдувающей установкой (основной пульт находится в кабине оператора самой установки). Чтобы самолёты не обледеневали сразу после очистки, пушка оборудована системой распыла жидкости специального состава. Эта жидкость содержится в газовоздушном потоке и дополнительно распыляется благодаря автономному электронасосу. Причина неширокой популярности ТГУ всё та же – высокий уровень расхода топлива. В номинальном режиме «Тепловая газоструйная установка» может «съесть» до 25 тонн керосина в час.
«Аэродромная газоструйная установка» предназначена для быстрой очистки взлётно-посадочных полос от снега и гололёда. Авиационный двигатель РД-3М-500 размещается на шасси грузовика МАЗ-537. Пушка АГУ разделена надвое, так называемые газовводы расположены спереди снизу, по обе стороны автомобили. Выходные насадки эжекторов, помещённые именно таким образом, позволяют наиболее эффективно использовать кинематическую дальнобойность струй и снизить необходимую температуру потока. Направление потока задаёт водитель, гидроприводом изменяя положение эжектора. В дополнение к этому АГУ оборудуется средствами защиты обслуживающего персонала и автоматической системой пожаротушения, аналогичные системы используются на некоторых самолётах. Расход топлива достигает 174 кг в секунду, поэтому даже в холодных регионах используют АГУ только в самых крайних случаях.
Panoz Abruzzi (тизер)
© Фото: Panoz
Дон (Дональд) Пэйноуз, американец итальянского происхождения, успешный предприниматель, владелец ряда крупных компаний и гоночных трасс, анонсировал создание нового «суперспорткара всех времен и народов», получившего название Panoz Abruzzi «Spirit of Le Mans» (взятое в кавычки словосочетание переводится как «Дух Ле Мана»). Официальная премьера «машинки» намечена на июнь, в тот день, когда во Франции стартуют знаменитые «24 часа Ле Мана» (кстати, машина марки Panoz один раз выиграла «Ле Ман» в 2006 году в классе GT2).
Какой-либо информации по машине нет. Фотографий тоже нет. Есть только один невразумительный тизер, дающий посредственное представление о том, как же должен на самом деле выглядеть автомобиль, считающийся душой гонок в Ле Мане.
«Мы хотели подождать с публикацией официальных фотографий Abruzzi Spirit of Le Mans до старта гонки, — сообщил журналистам Дон Пэйноуз, — но не удержались и решили представить общественности тизер нового автомобиля. Дело в том, что в Интернете уже вовсю гуляют фотографии Panoz Abruzzi, однако ни одно из представленных изображений не является истинным».
По словам, владельца компании Panoz Auto Development, стилистика автомобиля заимствована из старых времен, когда деревья были большими, а гонщики самостоятельно гнали свои гоночные машины к месту проведения гонки в Ле Мане, после чего на них же отправлялись в обратный путь. Тем не менее, привязанность к классической теме не дает оснований для того, чтобы считать новинку несовершенной. В технологическом плане и техническом оснащении Panoz Abruzzi Spirit of Le Mans находится на вершине прогресса.
В частности, кузов автомобиля спроектирован с использованием уникальной технологии, которая еще никогда не использовалась для производства внешних элементов дорожных автомобилей. Применение новых методов при изготовлении кузовных деталей дает «Духу Ле Мана» беспрецедентные преимущества в области производительности и экологической безопасности…
Короче, «запудрил всем мозги» своей новой машиной доктор Пэйноуз. Что ж? Ждать осталось недолго. До старта Ле Мана осталось чуть больше месяца. Тогда и узнаем, где же находится душа у этой знамениой гонки. Дон Пэйноуз покажет и расскажет.