Аपाल-2154 «Сталкер»: реальность или легенда?

Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Директор одного из оборонных предприятий страны Павел Попов стал идейным вдохновителем проекта Апал-2154 «Сталкер», запущенного в первой половине 1990-х. Изначально автомобиль с каркасно-панельным кузовом планировалось создать как армейский транспортер переднего края, учитывая интерес к проекту со стороны Минобороны. Однако в рамках конверсии предусматривалось производство внедорожника для гражданских лиц.
После закрытия военного завода Попова пригласили в научно-производственную фирму «Лада-Тул» для доработки модификации внедорожника для широкой публики. Внедрение машины ускорилось благодаря инвестициям «Лады-Тул», созданию опытного участка, привлечению квалифицированного персонала и покупке производственного оборудования.
Ключевым стало приобретение вакуумно-формовочного комплекса из Германии. Однако «Лада-Тул» переоценила свои возможности из-за финансовых проблем и была вынуждена закрыть двери. Все наработки по внедорожнику перешли фирме «Апал», которая занималась производством пластиковых деталей для автомобильной промышленности.
Данное обстоятельство не только подчеркнуло символизм «конструкторского-производственного» тандема, но и существенно облегчило работу над машиной. К тому же коллектив профессиональных конструкторов перешел в «Апал».
В итоге ходовой образец был достроен в кратчайшие сроки, и в 2003 году Апал-2154 «Сталкер» представили общественности на тольяттинской автовыставке.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

«Сталкер» — компактный внедорожник с трехдверным кузовом (тканевый верх) из композитных материалов, построенный на каркасе из стальных труб прямоугольного сечения. Такая конструкция отличалась небольшим весом и неприхотливостью в эксплуатации: кузовные панели не подвержены коррозии, царапинам и обледенению зимой. Панели выполнены не из стеклопластика, а из термопласта — нового композита из Тольятти, отличающегося прочностью и стойкостью к холоду. Материал окрашивался в процессе формования. Базой для «Сталкера» послужил ВАЗ-2105. Двигателем стал полуторалитровый барнаульский дизель мощностью 50 л. с., использовавшийся мелкосерийно на вазовской продукции. Привод — только на заднюю ось.

Изображение: img.freepik.com

Хорошо выполненный и симпатичный «Сталкер» вызвал большой интерес у людей. Изначально его планировали использовать как модель для демонстрации преимуществ термопласта. Но с каждой выставкой интерес публики к транспортному средству только рос, и руководство «Апала» решило попробовать начать производство. Начались поиски партнера по изготовлению «железа»: каркасов и сборки. Таковым стал автопроизводитель, близкий к АвтоВАЗу, — фирма «Супер-Авто», специализирующаяся на выпуске небольших партий удлиненных ВАЗ-21108 «Премьер». «Апалу» отведали роль разработчика и поставщика пластиковых деталей. На мощностях «Супер-Авто» было изготовлено всего два «Сталкера». Созданный союз распался из-за финансовых разногласий.

Изображение: img.freepik.com

Постепенно внедорожник совершенствовался с перспективой выпуска в серию. Вторую модификацию «Сталкера» (всего было выпущено десять экземпляров) укомплектовали жесткой крышей для повышения практичности. Третья и последующие версии «Сталкера» претерпели более существенные изменения.
Источник узлов и агрегатов стал автомобиль «Нива». Мощность двигателя возросла до 83 л. с., а главное, появился полный привод. Благодаря этому внедорожник избавился от недостатков паркетника, особенно учитывая дорожный просвет в 200 миллиметров. Габариты машины составляли 3375 мм в длину, 1546 мм в ширину и 1761 мм в высоту. Колесная база равнялась 2200 мм, а снаряжённая масса — всего 1170 кг.
В зимний период возникла проблема совместимости каркаса с наружными панелями: металл сжимался от холода меньше, чем термопласт. В результате панели подвергались избыточной нагрузке и трескались. Проблему удалось решить с помощью овальных отверстий (вместо круглых), благодаря которым обшивка получила свободный ход.
Создатели машины столкнулись ещё с одним «сюрпризом»: крэш-тест, необходимый для получения сертификата транспортного средства.
Неизвестно было, как поведет себя пластик при лобовом ударе на скорости 50 км/ч. Однако все прошло успешно: термопласт разрушился без образования опасных осколков.

Изображение: img.freepik.com

В 2006 году «Сталкер» получил лицензию на малые серии. Около того же времени необычным внедорожником заинтересовалось руководство Чечни. Интерес был настолько силен, что после рассмотрения бизнес-плана, по которому планировалось ежегодно выпускать порядка 4000 автомобилей, под проект были зарезервированы цеховые площади (10 тыс. кв. м) и закуплено первоклассное производственное оборудование. При таких масштабах стоимость машины должна была составлять примерно 200 тыс. рублей. Для сравнения, базовая «Нива» тогда стоила 250 тыс. «Сталкер» был в одном шаге от серийного производства. Однако по причинам, скрытым завесой секретности, проект застопорился в финальной фазе.

Изображение: img.freepik.com

В 2009 году немецкий бизнесмен предложил руководству «Апале» создание совместного предприятия. По плану производство должно было достигать около 17 тысяч автомобилей ежегодно, большая часть из которых предназначалась для европейских потребителей. Тольяттинские инженеры разработали новую версию модели, укороченную по размеру и оснащенную узлами и агрегатами дизельного «Дастера». Автомобили собирались бы в Германии из российских комплектов и продавались бы по 15 тысяч евро.

Изображение: img.freepik.com

В 2011 году европейский «Сталкер» был представлен на Франкфуртском автошоу под названием Travec Tecdrah, после чего планировалось запустить производство. Но и в этот раз производство не стартовало. Причиной этому стали немцы.

В 2016 году у «Сталкера» возник еще один шанс появиться в качестве внедорожника благодаря «ВИС-Авто», производящей фургоны на базе тольяттинских легковых автомобилей. Однако судьба сложилась так, что и эта попытка успеха не состоялась.