400 километров на одном баке. Вятка — 150
Вятка ВП-150 – это первый мотороллер в отечественной мотоиндустрии, созданный в 50-е годы инженерами Вятско-Полянского машиностроительного завода на основе мотороллера Vespa, разработанного в Италии.
Мотороллер завоевал любовь рядового советского потребителя за свою доступность и неплохие технические характеристики, которые полностью удовлетворяли запросам большинства.
Экономика СССР постепенно восстанавливалась после войны, и к середине 50-х годов перед руководством встал вопрос об обеспечении рынка удобными в эксплуатации и доступными транспортными средствами. Приказ о разработке мотороллеров от Миноборонпрома СССР вышел в 1956 году. На создание транспортного средства выделялось небольшое количество времени – всего полгода – после чего мотороллер должен был выйти в массовое производство. Именно поэтому конструкторы решили взять за основу выпущенный в 1955 году в Италии мотороллер Vespa 150GS. Уже осенью 1956-го были готовы первые образцы, а в следующем году производство ВП-150 «Вятка» было полностью налажено.
Особенностью первого советского мопеда было практически отсутствие шума. Двухтактный одноцилиндровый двигатель малышки издавал всего 80 децибел. К тому же работал он на самом дешевом на то время бензине А-66. Мотороллер не требовал сложных регулировок и настроек. Конструкция моделей позволяла на нём ездить даже женщинам. Вятка разгонялась до 70 км/ч, а средний расход топлива составлял 3,1 л на 100 км пути. При запасе бензина в 12 л это позволяло преодолевать значительные расстояния. Переключение передач было удобным, а тормоза надежными. На мотороллер вполне могли уместиться два человека. По официальным заводским данным за период с 1957 по 1967 год выпущено 290467 штук Вятка ВП-150.
Косметические отличия от Веспы:
- Замок зажигания расположен на руле, на Веспе он был установлен на корпусе фары;
- Круглый спидометр, тогда как в «оригинале» он был овальным;
- Шильдик с надписью, располагавшийся на щите;
- С 1960 года на крыло переднего колеса модели размещали небольшой красный флаг с изображенной на нём звездой;
- Имелись специальные крючки, на которые можно было повесить шлем или сумку.
Технические характеристики
Колесная база мотороллера — 120 см, а дорожный просвет – всего 15 см. Длина модели – 185 см при ширине 80 см и высоте 115 см. Масса ТС – 120 кг.
Двигатель одноцилиндровый (57 мм в диаметре), двухтактный, с воздушным охлаждением. Рабочий объем – 148 куб.см. Мощность 5,5 л.с на 4,1вКт при 4800 оборотах в минуту. Скорость до 70 км/час.
В музее «Моторы Октября» можно увидеть несколько редких мотоциклов: ИЖ, Вятка, Чезета, Ява и Киевлянин.
В пяти залах музея выставлено порядка 150 легковых автомобилей и десяток образцов мототехники.
Залы поделены на тематические зоны, оформленные в духе соответствующих эпох и событий. Вниманию посетителей представлены секции: советской классики, американского стиля, европейской роскоши, спортивного духа и миникаров.
Автомобили — особая гордость музея. Самому возрастному Бьюику 113 лет, а самый молодой «Маруся» появился уже в 21 веке. Несмотря на то, что мотоциклы не являются приоритетной темой музея.