38-е ралли Каталуния-Коста Брава. Испанский этап

38-е ралли Каталуния-Коста Брава. Погода Испании.

38-е ралли Catalunya-Costa Brava — второй по счету асфальтовый этап чемпионата мира по ралли. Второй раз подряд в гонках не участвуют победители прошлого года: на «Корсике» не выступает Хесус Пурас, а на «Каталонии» — Дидье Ориоль.

Спецучастки испанского ралли отличаются большой протяжённостью среди этапов чемпионата.
Решение комиссаров FIA об ограничении периода знакомства с трассой двумя днями вызвало недовольство спортсменов, которое было озвучено накануне старта. Впрочем, разрешено проехать каждый спецучасток трижды.

Фаворит гонки, команда Peugeot, представила три автомобиля прошлого года с настройками, схожими с корсиканскими. У Ричарда Бернса и Жиля Паниззи на машинах стояли гидравлические системы стабилизации, а у Маркуса Гронхольма подобная система отсутствовала.

Ford выпустила новые Focus RS WRC 02 для Колина Макрея и Карлоса Сайнца. Маркко Мартин стартовал на машине Макрея, которая использовалась в Монте-Карло. Еще один автомобиль был поврежден во время тестов Сайнцем. В аварии пострадал штурман Луис Мойя, с которым Карлос ездит 14 лет, поэтому Матадор провел свою 155-ю гонку с новым «ко-драйвером» Марком Марти.

Работа инженерам команды увеличилась из-за аварии Макрея в Корсике. Сломанный палец Колина вынудил повторить механизм переключения передач с левой стороны рулевой колонки.

Изменения в машинах Mitsubishi для Франсуа Делекура и Алистера Макрея по сравнению с «Корсикой» почти отсутствовали. Subaru пришлось срочно готовить «монте-карловскую» версию машины для Томми Мякинена взамен разбитой на третьем этапе, учитывая спецификации текущего года. Ристо Маннисенмяки, который восстанавливается после операции на позвоночнике, пропустит ралли «Кипр». Петтер Солберг стартовал на том же автомобиле, что и в прошлый раз.

Hyundai сообщила о «корсиканских» версиях Accent WRC 4 для Армина Шварца, Фредди Луикса и Томаша Кучера. Инженерам не удалось определить причину поломки дросселя на машине Кучера и гидроусилителя руля на машине Шварца, произошедших на предыдущем этапе.

В лагере Rkoda основная задача заключалась в сохранении программ выступлений прошлогоднего чемпиона мира в классе N Габриэля Поццо, которому государственная поддержка из Аргентины внезапно была прекращена.

Пилоты Роды Кеннет Эрикссон, Тони Гардемайстер и Стиг Бломквист соревновались в Испании на автомобиле Octavia WRC 2000 года.

Citroen успел омологировать обновленные (в основном в части силового агрегата) версии Xsara WRC 2002 года до корсиканского ралли. Автомобили были подготовлены для Томаса Радстрема, Себастьяна Лоэба и Филиппа Бугальски. Команда Citroen Sport подготовила абсолютно новую машину по спецификации 2001 года для Хесуса Пураса.

К сожалению, неприятность, случившаяся с Сайнцем накануне ралли, оказалась не единственной. Едва в Hyundai поправился Фредди Луикс, как из состава команды выбыл Томаш Кучер. Во время ознакомления с трассой перед автомобилями Шварца и Кучера начал разворачиваться встречный грузовик. Армин сумел увернуться, а Томашу избежать столкновения не удалось.

Начало ралли прошло не очень гладко из-за большого скопления зрителей пришлось отменить первый спецучасток. Многие экипажи сразу столкнулись с неполадками: у Гронхольма отказали тормоза, на Subaru Мякинена пропало давление в гидравлике трансмиссии, Эрикссон мучился с гидроусилителем руля, а Солберг так активно тормозил, что погнул педаль. С автомобилем Паниззи все было нормально, но сам он, по его утверждению, «не мог проснуться». Зато экипажи Ford достаточно быстро «вкатились» в гонку: Колин Макрей приспособился к новой «переключалке» передач, а Марк Марти хорошо справлялся со своими обязанностями.

Повторив спецучастки, ситуация улучшилась, но проблемы всё ещё присутствовали: у Солберга заклинило дроссельную заслонку, Макрей закончил один из СУ на спущенном колесе, а Гронхольм проколол шину.

В первом этапе ралли успех достался Томасу Радстрему, покинувшему трассу и повредившему подвеску Citroen. Гардемайстер оказался в кювете, а Мякинен из-за вынужденной остановки на обочине повредил радиатор и перегрел двигатель.

Паниззи одержал победу во всех пяти спецучастках первого дня, опередив Бернса на 26,1 секунды. Далее шли Бугальски (+44,7), Лоэб (+1.10,4) и Гронхольм (+1.20,7). От лидера отстали Солберг, Колин Макрей и Сайнц.

Необычная солнечная погода вызвала немалые трудности гонщикам и организаторам: множество испанских болельщиков, приехавших на заезд, заполнили машинами трассу и поставили под угрозу безопасность, что грозило отменой нескольких спецучастков. В соответствии с правилами, при отмене 2/3 запланированных СУ экипажам полагается только половина заработанных очков.

Второй день гонки началсся с обратного порядка старта автомобилей, и организацией зрителей занимался Алистер Макрей. «Проблема не была связана столько с количеством болельщиков, сколько с местами для парковки их машин», — жаловался пилот Mitsubishi.

В команде Subaru опасения механиков, связанные с аварией Мякинена накануне, оправдались: на перегоне между спецучастками не выдержал двигатель, перегретый накануне. Марко Мартину организационные неувязки пришлись как нельзя кстати. «На моём Focus периодически блокировались колеса — из-за падения давления в гидравлике дифференциалов. К счастью, происходило это по дороге к седьмому СУ, отмененному вместе со следующим».

После снятия с трассы двух спецучастков развернулись горячие споры о целесообразности повторной организации серии из трех СУ. Только после того, как полиция проинструктировала зрителей на 236 автомобилях покинуть трассу, было решено продолжить ралли.

Пилоты не обрадовались такому решению судьи, а для кумира местной публики Сайнца дело закончилось аварийным поворотом. «Я двигался с большой скоростью, готовясь проехать поворот, и вдруг заметил прямо на траектории множество стоявшей техники. Всё, что я смог сделать, это поставить Ford боком и попытаться проскочить в узкое пространство. Увы, мою машину развернуло и ударило задним колесом о камень на обочине», — рассказывал расстроенный Матадор.

На десятом спецучастке Солберг нарушил лидерство Паниззи, однако победа ему обошлась дорого: к двенадцатому спецучастку шины Subaru почти перестали управляться. Паниззи, по его словам, решил снизить скорость, так как уже имел полуминутное преимущество.

Гронхольма беспокоили проблемы с тормозами – однажды у него загорелись. Директор команды Peugeot пояснил этот инцидент так: «Существует прямая связь между торможением левой ногой и выходом системы из строя. Паниззи редко использует для этого левую ногу, поэтому у него меньше трудностей». Бернс, также тормозящий левой, заметил: «На каждом спецучастке происходит одно и то же – примерно через 12 км тормоза полностью “пропадают”».

Паниззи, уступив лишь одному СУ Солбергу, увеличил отрыв от Ричарда Бернса до 44,4 секунды. Следуют: Бугальски (+1.01,7), Лоэб (+1.27,2), Гронхольм (+1.44,2), Солберг (+2.01,7).

В последний день соревнований главная задача команд заключалась в получении зачетных очков. Citroen, Гронхольм и Рованпера на Peugeot 206 WRC не приносили результата для своих команд, поэтому борьба за последнее очко велась между Гардемайстером, Луиксом и Делекуром. Разница между девятым и одиннадцатым местами, которые занимали участники, составляла менее 19 секунд. После первого скоростного участка разница сократилась до семи секунд, после второго — до пяти, а после третьего составила 7,9 секунды.

Авария Себастьяна Лоэба стала главной новостью дня: съехав с трассы и перевернувшись, он потерял четыре минуты и опустился на двенадцатое место, а затем из-за повреждения подвески сошел с дистанции.

Достижение Паниззи в ралли было настолько бесспорным, что он у моста, где собираются толпы зрителей, продемонстрировал «вертушку». Другие участники команды «серебряных львов» сосредоточились на финише, благодаря чему Маркко Мартин впервые одержал победу на асфальтовом спецучастке за рулём Ford. Франсуа Делекур добыл заветное командное очко, отыграв всего 6,6 секунд до 11-го места.

Хотя вопрос о победителе этапа практически был решен, неожиданности продолжались. Тони Гардемайстеру и его штурману пришлось больше километра толкать «Шкоду» с отказавшим двигателем до подиума. Хесус Пурас, пилотом которого он являлся, вздохнул на финише с явным облегчением: испанец впервые смог финишировать в «своем» ралли на этапе чемпионата мира.

В четырех этапах сезона Ричард Бернс показал результаты: восьмое, четвертое, третье и второе места. На вопрос о возможности победы в ралли «Кипр» команда ответила, что гравийная трасса дает примерно равные шансы на успех всем участникам.