24 часа Ле-Мана

24 часа Ле-Мана

Два они, безусловно, существуют, несмотря на то, что находятся в одном, 24-часовом измерении. Зачастую они развиваются параллельно, но иногда объединяются в едином порыве. Однако название «24 часа Ле-Мана» наделяет это состязание чертами единого целого

Изображение: img.freepik.com

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Изображение: img.freepik.com

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Выигрыш в этом круглосуточном испытании можно сравнить с победой в ралли «Дакар» или на Гран-при Монако. Однако по степени эмоционального напряжения вряд ли что-то превзойдет эту гонку, которая в нынешнем году состоялась в 79-й раз. Автомобили, пилоты и правила проведения соревнования менялись, трансформировалось и само гоночное кольцо Сартэ, протяженность которого в настоящее время составляет 13 650 метров. Неизменным оставался лишь дух «24 часов Ле-Мана». И тем не менее, несмотря на всю свою масштабность, это событие достаточно… локально. К примеру, находясь в ресторанчике городка Ле-Флеш, сложно представить, что всего в 30 милях отсюда разворачиваются нешуточные страсти, ревут моторы, потом и кровью создается история легендарной гонки.

Жизнь в стиле «Ле-Ман» начинается после съезда с автострады по указателю Circuit des 24 Heures. Существуют две основные трудности (особенно в субботу, когда стартует гонка): своевременное прибытие к автодрому, учитывая интенсивное движение, и возможность парковки автомобиля максимально близко к нему. Многие решают этот вопрос радикально: уже во вторник или среду занимают позицию вдоль подъездной дороги, устанавливают палатку и обустраиваются. Так, группа голландцев расположилась прямо на острове, разделяющем две дороги, и, судя по количеству пустых пивных бутылок, проживает здесь уже продолжительное время. И внутри, и снаружи Сартэ можно увидеть множество кемперов и палаточных городков. Четверг, но у билетных касс уже выстроилась значительная очередь. «Полный» билет на весь гоночный уик-энд стоит 67 евро. Члены организатора гонки ACO (Automobile Club de l’Ouest), группы, а также студенты имеют право на скидки. Причем для последних стоимость билетов почти вдвое ниже. Билет на трибуну, в зависимости от ее местоположения, стоит от 65 до 100 евро, а если вы захотите прогуляться по пит-лейну, то вам придется заплатить 470 евро. Палатки с сувенирами, выставки картин, посвященных прошлому и настоящему «Ле-Мана», шоу-румы автомобильных марок. Здесь представители компании Michelin предлагают испытать себя в роли механика на пит-стопе. Рядом находится симулятор, где можно почувствовать себя пилотом, несущимся по трассе Сартэ. И все это происходит под звуки моторов — на реальной трассе проходят квалификационные заезды. Что касается самих участников, то для них «24 часа Ле-Мана» начинаются еще за неделю до гонки. В воскресенье и понедельник проводятся административные и технические проверки, во вторник — PR-мероприятия и официальная автограф-сессия пилотов, а в среду уже начинаются первые свободные заезды.

Изображение: img.freepik.com

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Изображение: img.freepik.com

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Паддок не сильно отличается от «гаражных переулков» других гонок мирового уровня: здесь можно встретить звезд спорта и шоу-бизнеса, пообщаться с участниками и ощутить атмосферу события. Мимо промчался на скутере пилот Audi Sport Team Joest Том Кристенсен – легенда современного «Ле-Мана». И это не просто современный «Ле-Ман», ведь на его счету рекордное количество побед – восемь, причем начиная с 2005 года Кристенсен шесть сезонов подряд был участником команды победителей! А вот стихийная автограф-сессия, но из-за толпы поклонников главного персонажа не видно. Ага, в просвете протянутых рук мелькнула знакомая кепка из шотландки: Джеки Стюарт, трехкратный чемпион мира в «Формуле-1»! Еще одна толпа, но уже перед выездом на пит-лейн. Здесь дает интервью, одетый в гоночный комбинезон, Джонни Херберт – ему предстоит демонстрационный заезд за рулем Mazda 787В. Той самой, под номером 55, с роторным мотором, на которой Джонни Херберт, Фолькер Вайдлер и Бертран Гашо одержали победу в 1991 году. Двадцать лет со дня победы! Единственной победы Mazda в «24 часах Ле-Мана». Кстати, Джонни здесь – настоящий универсал: на канале Eurosport он ведет программу «Go, Jonny, go», рассказывающую о параллельных жизнях «Ле-Мана».

Пятница. На кольце Сартэ царит тишина, в то время как главным местом проведения «24 часов Ле-Мана» становится сам город Ле-Ман – здесь проходит традиционный парад пилотов. И, в отличие от большинства населенных пунктов, расположенных рядом со знаменитыми автодромами, Ле-Ман по-настоящему ощущает дух гонок. И это происходит не только в дни соревнований. Вот квартал Saint-Nikolas, где установлена мемориальная стела, посвященная победителям «Ле-Мана», а на мостовой можно увидеть бронзовые плиты с отпечатками ладоней и ступней гонщиков. Заметив, что знаменитую стелу снимают телевизионщики, к нам подошел внушительный господин. Он поинтересовался, на каком канале мы работаем. «Россия»? Ему было приятно познакомиться, и он указал на надпись на стеле, где выражена благодарность предпринимателям квартала Saint-Nikolas во главе с Бернаром Верейном. Так и состоялось наше знакомство.

Изображение: img.freepik.com

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Изображение: img.freepik.com

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Старт «24 часов Ле-Мана» традиционно дается в субботу в 15:00. Но жизнь на кольце Сартэ в этот день начинается с раннего утра. Сначала проходит warm-up главной гонки, затем гонка Le Mans Legends и еще одна гонка поддержки — этап Ferrari Challenge Trofeo Pirelli, в котором участвуют и российские гонщики, в частности, Алексей Васильев. А затем два параллельных «Ле-Мана» вновь воссоединяются — до старта 24‑часовой гонки остается час. Трибуны заполнены, механики выкатывают на стартовую решетку автомобили, оркестр исполняет гимны, звено истребителей французских ВВС пролетает над трассой… Затишье перед бурей. Разумеется, главное внимание приковано к лидерам зачета LMP1, командам Audi Sport Team Joest и Peugeot Sport Total, автомобили которых подверглись серьезным доработкам в связи с изменением технического регламента. Так, теперь для класса LMP1 объем атмосферных бензиновых моторов не должен превышать 3400 см3, для тех же двигателей, оснащенных турбонаддувом, — не более 2000 см3, для турбодизелей — не более 3700 см3. Таким образом, Peugeot 908 стал уже третьей версией модели, подготовленной концерном для гонок на выносливость. Но если изменения в экстерьере «львов» не столь значительны, то внешность Audi R18 изменилась кардинально. Открытый кокпит в свое время давал преимущество при смене пилотов, однако аэродинамические потери при этом составляют порядка 5%. Сейчас же увеличение времени пит-стопов делает подобную конструкцию неактуальной. Силовой агрегат Audi R18 — V-образный 6‑цилиндровый турбодизель, и вокруг него-то и была связана главная интрига. Дело в том, что по чистой скорости Audi оказалась быстрее Peugeot, но мотор первой (при 8‑цилиндровом двигателе Peugeot!) более прожорлив. Таким образом, если не произойдет ничего непредвиденного, Audi сможет одолеть главного соперника с помощью сокращения времени пит-стопов, то есть увеличив пройденный километраж на одном комплекте шин. Квалификация прошла в пользу Audi, но здесь все шесть главных претендентов на успех разместились в интервале, чуть превышающем полсекунды! А еще было возвращение в гонки на выносливость марки Aston Martin от Prodrive нестареющего Дэвида Ричардса! Два спортпрототипа Aston Martin AMR-One с 2‑литровыми бензиновыми моторами, и, похоже, ставка — пан или пропал.

Изображение: img.freepik.com

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

Изображение: img.freepik.com

«24 часа Ле-Мана»

© Фото: 5 колесо

На трибунах развеваются флаги Audi и Peugeot, однако не менее заметны флаги команды Анри Пескароло, легенды «Ле-Мана», которая представляет здесь прототип LMP1 Peskarolo Judd. Восхитительна поддержка французских фанатов команды, четырежды выигрывавшей «Ле-Ман!

Гонка набирает обороты, и внимание всех, кто вовлечен в происходящее, сосредоточено на трассе Сартэ. Однако зрителям, наблюдающим с трибун, недоступно понимание того, что такое «Ле-Ман» для тех, кто находится за рулем. Вот что говорит об этом Алан Макниш, двукратный победитель этой гонки и пилот Audi Sport Team Joest: «Когда я управляю автомобилем, это похоже на легкую пробежку, совершаемую ногами, имитирующими педали. При этом мой пульс достигает 140 ударов в минуту. При торможении перед первой шиканой я оказываю давление на педаль тормоза в 80 килограммов. Поворот руля требует примерно четырех килограммов усилия в каждой руке. Перегрузки в поворотах часто превышают 3g. А теперь представьте: вес головы со шлемом составляет около 8 кг. Умножьте это на эти же перегрузки, и получится 24 кг. И все это на протяжении трех с половиной часов». Именно смена пилотов и стала причиной первого события нынешнего «Ле-Мана». Первый же час гонки ознаменовался серьезной аварией: после арки Dunlop Алан начал обгон Ferrari 458, которым управлял Антони Бельтуаз. Произошло столкновение, и Audi Макниша вылетела в барьер из шин, за которым находились маршалы и фотографы. Автомобиль взмыл в воздух, чудом не перелетев через защитный барьер и упав на гравий. К счастью, никто, включая пилота, не пострадал. «Я не знаю, что произошло, — рассказывал позже Бельтуаз. — Я не видел Audi и лишь почувствовал сильный удар. Я понимаю, что для Audi это большое разочарование, но рад, что с Аланом все в порядке». Другого мнения об этом эпизоде придерживается Вольфганг Ульрих, глава Audi Sport: «Ferrari явно не оставил достаточно места, и у Алана не было шансов. К счастью, он выбрался из автомобиля целым и невредимым. Эта авария показала, насколько наши машины надежны, но демонстрировать это таким образом нам бы не хотелось».

Изображение: img.freepik.com

Болельщики

© Фото: 5 колесо

Изображение: img.freepik.com

Г. Моро, Б. Трелуйе, Т. Монтейру

© Фото: 5 колесо

Идет второй час гонки. Это гонки на выносливость? Да нет, они больше напоминают спринт: пелетон возглавляют два Audi, но лучший из Peugeot отстает от лидера всего на пять секунд! Полное фиаско терпит Aston Martin: первый экипаж сошел из-за неисправностей двигателя еще на первом часу гонки, и те же проблемы возникают у второго. После четвертого часа следует официальное объявление о выходе из гонки и второго Aston Martin. В десятом часу вечера Дэвид Ричардс, руководитель компании Prodrive, подготовившей эти машины, принес извинения всем поклонникам марки и объявил, что отправляется в бар, чтобы забыть о разочаровании. А через час произошло второе знаковое событие в истории «Ле-Мана-2011» — авария второго Audi R18 под управлением Майка Роккенфеллера. Ситуация во многом повторила аварию Макниша: при попытке обгона Ferrari 458 Italia, пилот которой Роберт Кауфман, не заметил стремительно приближающегося прототипа, смещается к апексу поворота. Последовал удар в заднее колесо R18, и он врезался на полной скорости в рельс безопасности. Марк самостоятельно покинул автомобиль, но ему все же потребовалась медицинская помощь. Во всяком случае, ровно через неделю по состоянию здоровья он не смог принять участие в этапе DTM, и Вольфгангу Ульриху пришлось срочно призвать под знамена Audi Тома Кристенса, пару лет назад закончившего выступления в этом чемпионате. Обгоны на кругах на «Ле-Мане» — отдельная тема. Они происходят порой весьма жестко, и нередко недовольны как обгоняющие, так и обгоняемые. Новичок «Ле-Мана» Николас Арминдо, стартовавший в категории GTE Pro на Porsche 911 RSR, был искренне удивлен нравам гонщиков, выступающих в высших категориях: «Иногда кажется, что они нас просто не замечают, буквально выдавливая при обгоне с трассы! Они ведут себя так, будто нас не существует!».

Изображение: img.freepik.com

Звездные войны

© Фото: 5 колесо

Изображение: img.freepik.com

Колесо обозрения

© Фото: 5 колесо

Последнему оставшемуся в строю R18, экипаж которого состоял из Марселя Фасслера, Андре Лоттерера и Бенуа Трелуйе, предстоит столкнуться с тремя заводскими Peugeot 908 и прошлогодним Peugeot HDI-FAP частной команды Team Oreca Matmut. Напряжение достигает пика, хотя гонка еще не достигла середины дистанции. Казалось, что ключевые события должны были развернуться ночью, однако виртуальный режиссер этого представления поступил весьма умело, ведь ночь на трассе Сартэ – время особенное. Пути «Ле-Мана» вновь разошлись, или, точнее, превратились в параллельные прямые, каждая из которых живет своей жизнью. Небольшое количество зрителей на трибунах кутаются в пледы (температура воздуха ночью опустилась до +5°С), а некоторые просто примостились на бетонных ступенях, держа в руке недопитую бутылку пива. По подземному переходу в обе стороны движутся стройные (и не очень) колонны – кто-то направляется в город, чтобы немного поспать, а кто-то возвращается на трассу, воодушевленный новыми силами.

Изображение: img.freepik.com

Параллельные миры…

© Фото: 5 колесо

Изображение: img.freepik.com

Королева красоты «Ле-Ман-2»

© Фото: 5 колесо

Три часа ночи, середина гонки. В нижней части чека из магазина, специализирующегося на экипировке для «ле-мановских» гонок, указаны результаты за этот час: Audi Sport Team Joest №2 прошла 167 кругов, затратив на это 12 часов 00 минут 23,762 секунды. Team Peugeot Sport № 9 отстает на 58,610 секунды, Team Peugeot Sport № 7 – на 1 минуту 04,571 секунды, Team Peugeot Sport № 8 – на 2 минуты 25,595 секунды. На пятом месте, с отставанием в пять кругов, находится автомобиль Pescarolo Judd команды известного француза. В категории LMP2 лидирует Zytek Nissan команды Greaves Motorsport, в LM GTE Pro – Chevrolet Corvette C6 ZR1 команды Corvette Racing, а аналогичный автомобиль из французской команды Larbre Competition лидирует в зачете LM GTE Am.

К боксам команд доставляют очередную партию шин из ангаров, где работают специалисты по производству шин. Ночная смена — самое сложное время и для инженеров шинных компаний. Температура воздуха значительно снижается, и трек быстро остывает. В то же время на трассе уже большое количество острых обломков карбона и гравия, и до тех пор, пока шины не прогреются и давление в них не достигнет оптимального значения, они весьма восприимчивы к проколам. И проколов ночью действительно наблюдалось немало. Если говорить о масштабах, то, например, компания Dunlop привезла в Ле-Ман 4500 шин для 17 автомобилей — это десять 40-футовых прицепов. На трассе работают 36 специалистов Dunlop. А теперь представьте себе масштабы компании Michelin, на шинах которой едут 38 автомобилей!

Настоящая бойня произошла в эту потрясающую ночь! Бескомпромиссная борьба, локальные поединки, аварии, выезды автомобилей безопасности… К семи часам утра пелетон лишился 23 экипажа из 56, которые стартовали. Надежды на гоночных гибридных технологий не оправдались – автомобиль Oreca Swiss Hy Tech-Hybrid команды Hope Racing был вынужден сойти с дистанции. Едва не выбыл из гонки и один из заводских Peugeot под управлением Алекса Вурца, который, вылетев в повороте Porsche, столкнулся с барьером из покрышек. «Похоже, я исчерпал свой талант, — сокрушался Алекс, которому все же удалось вернуться в гонку на четвертой позиции. — Я допустил глупую ошибку, съехав на полметра с идеальной траектории. Это моя первая авария с 2008 года».

Изображение: img.freepik.com

Джонни Херберт

© Фото: 5 колесо

Изображение: img.freepik.com

Джеки Стюарт

© Фото: 5 колесо

Дважды из-за продолжительных пит-стопов, связанных с заменой водителей, шин и проведением дозаправок, единственный оставшийся в строю Audi R18 уступал лидерство, но после 18 часов гонки опередил ближайший из Peugeot на 13 секунд. «Ле-Ман» вновь воссоединился! Трибуны были переполнены, флаги разных цветов развевались на ветру, а из громкоговорителей звучали комментарии французских дикторов, заглушающие шум моторов. Настал момент истины — победитель гонки еще не был определен. Однако последние часы гонки принесли разочарование для многих болельщиков: Эммануэль Коллард повредил Pescarolo Jadd. На экранах показали крупный план: на глазах у всех, кто находился в боксах команды Пескароло, стояли слезы… А на трассе продолжалось нешуточное сражение! Бенуа Трелуйе за рулем R18 пытался обогнать отстающий на четыре круга Peugeot под номером семь, которым управлял Энтони Дэвидсон. Это не была борьба за победу, но Энтони мог оказать помощь своим коллегам из экипажа №9. Интригу добавлял дождь, начавшийся после полудня. Потребовались ли дождевые шины? Удастся ли сохранить драгоценные секунды, продолжая гонку на сликах? Дождь не усилился, но интрига сохранялась до самого конца гонки. Заключительный отрезок, когда за рулем Audi находился Андре Лоттерер, а Peugeot вел Симон Пажено, выиграл «ингольштадский экспресс». И какой это была победа! После 355 кругов общей протяженностью 4839 километров первое и второе места разделили 775 метров! 13,854 секунды! Впечатляет? Правда, в истории «24 часа Ле-Мана» есть и более удивительные факты. Например, в 1969 году Жаки Икс и Джеки Оливер на Ford GT 40 опередили экипаж Ханса Херрмана и Жерара Лярусса, выступавший на Porsche 908, всего на 120 метров! Но это уже прошлое, а на нынешнем «Ле-Мане» Audi отпраздновала уже десятую победу в суточном марафоне, опередив по этому показателю Ferrari. Теперь впереди лишь Porsche с 16 победами, последняя из которых была завоевана в 1998 году. Победу в классе LMP2 праздновал экипаж на Zitec Nissan команды Greaves Motorsport в составе Карима Отджея, Тома Кимбер-Смита и Оливье Ломбара. Это трио сумело обойти полузаводской экипаж Signatech Nissan, выступавший на шасси Oreca 03. Столь же достойно отметить 100-летний юбилей марки Chevrolet смогли экипажи команд Chevrolet Racing и Larbre Competition, выступающие в категориях GTE Pro и GTE Am соответственно. Лидируя большую часть гонки, Оливер Берета, Томми Мильнер, Антонио Гарсиа и Патрик Борнхаузер, Жюльен Каналь, Габриэле Гардель привели свои Chevrolet Corvette C6 ZR1 к победе.

Изображение: img.freepik.com

Девушки

© Фото: 5 колесо

Изображение: img.freepik.com

Ванина Икс.jpg

© Фото: 5 колесо

Мгновение, застывшее между прошлым и будущим. Финишный флаг еще колышется над прямой перед трибунами, дуэлянтам Андре Лоттереру и Симону Пажено еще предстоит завершить круг, а на подиуме одиноко стоят бутылки шампанского — церемония награждения победителей еще впереди. Трибуны все еще находятся под влиянием ритма гонки, городок аттракционов пуст, а болельщики пока не чувствуют той пустоты, которая наступает с завершением чего-то грандиозного! Но 79-я гонка «24 часа Ле-Мана уже переходит в историю…